Елена Елагина

0

«Для меня кино — это способ исследовать мир»


Елена, ваш фильм «Унция жизни» заявлен к участию в 46-м Московском международном кинофестивале в Москве. Насколько это для вас значимо?

Каждый фильм проходит определённые этапы продвижения, и, как правило, первый — это фестиваль, затем кинопрокат и потом онлайн-платформы. Московский международный кинофестиваль — один из самых значимых кинофестивалей в России, где ты можешь заявить о себе, о своём фильме, встретиться и пообщаться с коллегами, получить отзывы жюри и кинокритиков. Поэтому для меня это очень значимое событие. И я считаю, что «Унция жизни» — это фильм, снятый на очень актуальную тему, и он находится на стыке фестивального и зрительского кино. И это кино о жизни — светлое, романтичное, хоть и затрагивающее проблемные стороны женской реализации. Поэтому «Унция жизни» — достойный участник ММКФ.

Фильм — фактически психологическая киномедитация на тему поисков истинных смыслов, естественных страхов, свободы, хрупкости времени и выбора. Расскажите, пожалуйста, как вы работали над ним.

Идея для сценария была давно, но в полной мере я взялась за сценарий в начале прошлого лета. В ход шли мои прежние наработки и наблюдения после просмотра фильмов, мой опыт после 300 часов психологической практики с клиентами. Я также давала читать сценарий коллегам, друзьям, родным и интегрировала их обратную связь в сценарий. Мой сценарий тринадцать раз претерпевал кардинальные изменения. Думаю, именно благодаря жизненному опыту и обратной связи от разных людей этот сценарий получился таким жизненным, настоящим, объёмным. В персонажах люди узнают себя. И персонажи неоднозначны, как и в жизни. С одной стороны, Алёна нерешительная, но с другой стороны, когда нужно, она может совершать значимые поступки. Слава, можно подумать, тиран. Но нет, он действует из лучших побуждений, он любящий муж и отец.

Для этой истории я выбрала чёрно-белую стилистику, чтобы сконцентрироваться на внутренних переживаниях героини и отсечь всё лишнее. В фильме каждый кадр сделан осмысленно, там всё не просто так, всё направлено на передачу, состояние героев. Тряска камеры — это про потерю устойчивости внутри, контрастные, жёсткие, надвигающиеся тени Славы на лицо Алёны — это про угрозу и предчувствие опасности и так далее. Внимательный зритель заметит множество скрытых смыслов и метафор.

Вы изучали практическую психологию в Международном Эриксоновском университете. Какие знания и опыт помогли вам создать кино?

Я прошла обучение в Эриксоновском университете и закончила его с отличием. Режиссёру важно быть хорошим психологом и важно иметь связь с разными людьми, общаться, слышать их потребности, страхи, желания. И профессия психолога развивает в тебе наблюдательность, даёт основу для понимания человеческой психики. И это помогает в создании реалистичной истории и расстановке режиссёрских акцентов при создании фильма. Да что говорить, психология элементарно помогает в том, чтобы выстроить доверительные, прочные, комфортные взаимоотношения в команде.

На съёмочной площадке вы работали с Александром Удальцовым, Эмилией Коста и Владиславом Глуховым. Как проходил кастинг? Что для вас было важно в актёрах и чем они вас зацепили?

Я во многом полагаюсь на интуицию, создаю намерение и точно знаю, что хочу, кто мне нужен. А дальше заявляю об этом в мир и смотрю, что будет. Если говорить про кастинг, я размещаю объявления на специализированных платформах, обращаюсь к кастинг-директору с конкретным запросом. Составляю задание для видеопроб, и уже по видеопробам становится понятно, подходит актёр или нет. Я уже это знаю заранее, до кастинга, но кастинг нужен для знакомства, для понимания, сработаемся мы или нет. Обычно с первых секунд понимаю, мой ли это человек, чувствую по энергетике.

Примечательно, что у нас не было кастинга на главную роль — Алёны. Я думаю, все понимают, насколько это важно — выбрать главную героиню. Фильм у нас камерный, сконцентрированный на внутренних переживаниях героини, и, конечно, от того, какой будет эта героиня, во многом зависит, каким будет фильм. Так вот, Эмилия Коста нашла меня сама. Я намеренно делаю всё возможное, чтобы нужные мне люди меня находили сами. Так, Эмилия нашла мои фильмы на YouTube и написала, сказала, что хочет у меня сниматься. Мы пообщались, она прислала мне свой шоурил. А далее мы стали говорить про сценарий, и меня поразило, насколько совпадает та история, которую я пишу, с тем, что на самом деле происходит у Эмилии. Так что да, это было идеальное попадание и органика. Меня покорила её внешность, мне очень откликается её актёрская игра, не на технике, а на инстинктах, на интуиции, на внутреннем даре. Мне позже не раз предлагали актрис на главную роль, но я всем отвечала, что выбор сделан и он не изменится. Я знала, что мы с Эмилией будем максимально вовлечены в этот проект, и для неё он точно так же важен, как и для меня.

Следующим, кого я утвердила, был Владислав Глухов на роль Антона. Антон — молодой парень, он выступает для Алёны проводником в мир свободы и удовольствий, а также является её агентом по заказам и в финале становится объектом любовных фантазий Алёны. Владислава я выбрала тоже практически сразу, по видеопробам. Это был он, абсолютно тот Антон. Конечно, были вещи, которые нам предстояло докрутить, и мы это дорабатывали, но в целом типаж и его энергетика абсолютно точно подходили под этого персонажа. И мне очень понравился подход Влада: он говорил о чёрно-белых фильмах, делился впечатлениями, что ему нравится в кино, что для него ценно, что он читает, и видно было, что он действительно заинтересован в этой роли. Для меня всегда супер важно видеть заинтересованность, чтобы это был не просто очередной кастинг, очередная роль, какая-то гонка непонятно зачем и для чего. Мне важно чувствовать, что это действительно важно, что это на самом деле то, чему человек себя хочет посвятить, и у него есть своя личная мотивация для этого. У Влада есть это стремление развивать карьеру в кино, и видно, как у него горят глаза. Это редкость, потому что большинство молодых питерских актёров всё-таки влюблены в театр и, как правило, кино используют как коммерческий проект. Здесь же было видно, что ему хочется в кино, ему это интересно. Это тоже сыграло свою роль.

Сложнее всего пришлось с ролью Славы. Нам нужен был мужчина лет сорока, статный, спортивный, харизматичный, с внутренним стержнем, этакий альфа-самец. Такой, в которого женщина может влюбиться с первого взгляда, без вопросов. При этом мне важно было, чтобы этот человек ощущался и воспринимался как тот, что живёт счастливую жизнь. Он доволен собой, он победитель по жизни, и это должно считываться по его взгляду, манерам, чтобы всё его естество говорило, что он кайфует от себя и от жизни. Я искала человека, максимально органично попадающего в этот типаж адвоката. Это, кстати, касается даже рук. Вот какие руки у адвоката? Ведь это человек, который никогда не работал руками. Он работает головой. Да, у него должны быть нежные, гладкие руки, пальцы. В общем, это всё такие нюансы, которые считываются невербально и действительно кастинг на эту роль шёл достаточно долго. Я уже отправляла видеозадание всем своим знакомым, в том числе непрофессиональным актёрам. Но в итоге, как всегда. Всё пришло тогда, когда должно было прийти, когда пришёл Александр Удальцов на кастинг. Мы достаточно долго разговаривали, и мне было понятно, что человеку действительно понятен и откликается сценарий. Мне понравилось, как Александр заказал себе чайник чая и прямо с этим чайником пришёл на кастинг. Это тоже говорило про то, что человек живёт в своё удовольствие, он кайфует и всё делается с чувством, толком, расстановкой. И это то, что, конечно, очень подходит нашему герою Славе.

Что, по вашему мнению, главное должен узнать зритель, посмотрев картину?

Знаете, для меня важно, чтобы зритель нашёл ответы на свои внутренние вопросы. И этим фильмом я создаю пространство для размышлений, для погружения в себя, в свои воспоминания, личные ассоциации. И для меня будет ценно, если зритель действительно выйдет после просмотра с желанием жить эту жизнь прямо сейчас, не откладывая на потом.

В фильме зашифровано множество смыслов, и я бесконечно нахожу подтверждения, когда обсуждаю фильм с коллегами, что да, эти смыслы считываются зрителем. И если говорить про главные послания, то они обозначены в прологе и эпилоге. В начале это цитата, что человек не может дать себе свободу больше той, чем он сам обладает изнутри. Это про внутреннюю клетку, которую мы создаём сами себе. Как мы себя ограничиваем своими страхами, сомнениями, убеждениями. И это не позволяет нам жить нашу лучшую жизнь прямо сейчас. Главная героиня Алёна сама себе возводит эту клетку: это и её установки от родителей, и собственные правила, которые она сама себе вменила. И это всё мешает ей быть свободной сейчас. И пока она сама себе не расширила эти рамки, она не перешла на новый уровень своего личностного развития.

«Унция жизни» — ваш первый полнометражный фильм. Однако в фильмографии есть и короткий метр. Расскажите, пожалуйста, об этих работах, их отличиях друг от друга.

Первую работу я сняла в рамках обучения на первом курсе. Это фильм «Признание», про молодого поэта, который пытается пристроить свои стихи в издательство, но все ему отказывают. Очень жизненная история, снятая без единой реплики. Всего шесть минут. Это одна из лучших моих работ. Мне удалось передать атмосферу любимого Петербурга, и здесь всё понятно каждому без слов. И получилось действительно передать переживания человека творческого, ищущего, хрупкого, который жаждет самореализации, признания. Он живёт в своём иллюзорном мире, который сталкивается с холодной реальностью. Но каждому воздастся по вере его. Наш поэт в финале обретает признание, хоть и не тем способом, который он предполагал. Большую роль в этой работе играет музыка. Она здесь вместо слов. Мы писали её вместе с композитором, и я никогда не думала, что музыку можно использовать как конструктор и подстраивать под любую задачу.

Вторая работа — «Мой Ламборгини ярко-жёлтого цвета» — это экранизация по рассказу О. Генри «Пока ждёт автомобиль», он есть на Кинопоиске. И это моя трактовка на современный лад, старой, как мир, истории. Фильм снят в одной локации с двумя главными актёрами. Здесь всё построено на диалогах, на полутонах. И там я большое внимание уделяла именно работе с цветом. Хотелось передать этот тёплый, мягкий свет, какой-то волшебный, будто та самая иллюзия, муар, который создаёт главная героиня.

Третья работа — «Подарок Вселенной». Изначально фильм был сделан хронометражем 35 минут, то есть, если добавить пять-десять минут, то это уже полный метр. Но я решила всё-таки сократить до короткого метра для участия в фестивалях. Но сейчас понимаю, что напрасно, фильму нужны были эти длинные атмосферные паузы. Эта история о девушке, которая застряла между прошлым и будущим: с одной стороны, она строит отношения с мужчиной, которого любит, с другой стороны, ностальгирует по прежним отношениям. И вот накануне Нового года она ссорится со своим мужчиной. В результате они празднуют Новый год порознь. Она уезжает за город и там волею случая встречает своего бывшего, свою первую любовь. Эта встреча дарит ей инсайты: как же ей поступить, как ей жить дальше, как расставить приоритеты. И эта история очень атмосферная, душевная. С неким таким балийско-питерским вайбом.

Ваш «Подарок Вселенной» набрал на YouTube 820 тысяч просмотров. Какие отклики получил фильм от зрителей?

«Подарок Вселенной» да, выстрелил на YouTube. Там порядка двух тысяч комментариев. И это развёрнутые, искренние высказывания. Кто-то понимал и принимал главную героиню, а кто-то, наоборот, осуждал. Но для меня важно, что фильм затрагивает струны души, и даже если это триггерит и вызывает условно негативные эмоции, это тоже очень ценно. Мы не принимаем в других то, что не принимаем внутри себя. И для меня любая обратная связь, любой отклик очень ценен. Это говорит о том, что персонажи живые, они вызывают дискуссии, порождают разные точки зрения, и люди хотят об этом говорить. И тогда это хорошее произведение искусства, потому что вдохновляет людей на размышления, на новые мысли, инсайты, общение, коммуникацию. И через эти диалоги мы растём. Мы думаем друг о друге. А значит, это действительно состоявшееся произведение искусства.

Кино, визуал — язык режиссёра, с помощью которого он обращается к аудитории. Почему, а главное о чём сейчас особенно хочется говорить?

Последнее время я вижу тенденцию на быструю смену кадров, так называемый клиповый монтаж, на шинковку событиями, эффектами. Как будто бы кинематограф всеми силами пытается удержать внимание зрителя, хочет его удивить и уже не знает, чем удивить. И от этого фильмы, как нашпигованные индейки, пестрят вот этими эффектами, графикой, каким-то монтажом, событиями, экшеном. И меня лично это утомляет. Есть разные фильмы, и мой фильм — это психологическая кино-медитация, которая позволяет человеку замедлиться, услышать себя, свой голос без навязывания каких-то парадигм, социальных повесток дня. В «Унции жизни» я убираю всё лишнее и оставляю человека наедине со своими мыслями. Кому-то фильм может показаться слишком медленным, такой темпоритм фильма. Но я считаю, что мы все уже слишком ускорились и нуждаемся в этом замедлении. Это естественные наши биоритмы. Наш мозг чувствует себя комфортно, когда мы можем действительно сфокусироваться на чём-то одном. Именно поэтому я отказалась от цвета. Да, это тоже инструмент при создании фильма. Чёрно-белое кино позволяет сфокусироваться на главном, а именно на внутренних переживаниях героини, а значит и на своих. При этом отказ от цвета позволяет увидеть красоту света и тени, и это поистине божественная эстетика, которую может дать в полной мере только чёрно-белое кино.

Кстати, говоря о приёмах в создании фильма, таковым является также темпоритм. И в «Унции жизни» я намеренно вначале задаю активный, быстрый темп развития событий, а затем резко сбрасываю, замедляю. Всё для того, чтобы зритель тоже почувствовал этот контраст. Наша героиня знакомится с мужчиной, влюбляется, у них водоворот страсти, и кажется, что так будет всегда и впереди что-то ещё. А потом — бум! и мы оказываемся в таком замедленном повествовании. Всё как в жизни. Декрет, 4 стены. Тоска. Наша фокус-группа отмечала, что им казалось, что фильм затянутый и как будто бы хочется это проскочить, эти бытовые домашние сцены. Но это сделано намеренно. Чтобы почувствовать свободу до и свободу после, когда героиня выходит из четырёх стен.

Какие новые работы стоит ожидать зрителю?

Сейчас я уже начинаю думать про новый фильм. Но не потому, что готова к съёмкам нового фильма, сериала, просто это то, что я люблю — создавать истории. И могу сказать, что больше всего в съёмке фильмов меня цепляют чувственные, эротические, любовные сцены, и здесь я хочу достигнуть совершенства. Хочу создавать вот этот эротический саспенс, когда всё только начинается и люди только идут на сближение. На мой взгляд, это самое интересное и самое чувственное время. И как кульминация этого сближения — это, собственно, первый телесный контакт. Это может быть касание, просто прикосновение, поцелуй, а может быть это будет даже просто взгляд, но уже такой, через который ты чувствуешь эту связь.

Следующий фильм будет посвящён именно вот этому процессу сближения. И я хочу максимально на этом сфокусироваться, чтобы зритель действительно почувствовал тактильно это на себе.

В «Унции жизни» я опробовала некоторые приёмы. Как мне кажется, мне удалась сцена с воображаемым поцелуем главной героини. Это сцена, когда Алёна приезжает к Антону, думая, что будет деловая встреча. Но она опоздала, партнёры уже уехали, и она остаётся на вечеринке, где Антон завлекает её в эротическую игру. Наша Алёна её поддерживает, но прерывает только начавшийся поцелуй и уходит. Но потом, когда она едет в машине, фантазии догоняют её, и она им предаётся в полной мере. Это очень интересная сцена, как мне кажется, она действительно чувственная, тактильная. Также у нас в фильме есть яркие эротические сцены. Я развиваю свои режиссёрские навыки и планирую развиваться в жанре эротики.

Интересно, что у фильмов есть свои сайты. Как появилась идея их создавать?

У меня образование включает навыки программиста, поэтому всё, что касается создания приложений, сайтов мне очень легко и просто делать. И мне это очень помогает в работе. Могу бесконечно долго объяснять, про что будет фильм, но проще сесть и сделать сайт и потом его всем отправлять. И я знаю, что многие в восторге от моих сайтов. Там моя идея, атмосфера, стиль, энергетика, структура, акценты. Это помогает, безусловно, в коммуникации и привлечении людей в проект.

Что для вас значит кино и какие фильмы вы можете рекомендовать к просмотру?

Не представляю себе жизни без кино. Для меня это возможность проживать параллельно другие жизни, другие сценарии. И для меня кино — это способ исследовать мир. Смотрю фильмы и пытаюсь разгадать, расшифровать те смыслы, которые в него заложили создатели. Также вижу какие-то смыслы, которых никто не закладывал. Это интересно, и я учу этому людей. Многие отмечают, что после моих разборов фильмов стали глубже чувствовать этот мир, развили наблюдательность, стиль.

Каждый человек — творец, и фильм — способ создать свою реальность со своими персонажами. То есть это твоя собственная планета, твоя вселенная, твои правила, и там возможно всё. И это возможность испытать любые эмоции, которые, возможно, в жизни ты не испытаешь никогда. Или когда-либо испытывал, но это уже в прошлом и этого не вернуть. И кино — это способ поностальгировать, воскресить эмоции в памяти, прожить снова. Интересный инструмент для самопознания. Ты прикидываешь на себя, а как бы ты поступил. Возможно, у тебя никогда не было такого опыта, но посмотрев фильм, ты этот опыт как будто бы приобретаешь. Это очень интересно и ценно. В общем, как вы поняли, для меня кино — это не развлечение, это прежде всего мой способ проживать эмоции, изучать себя, изучать мир, изучать других людей, создавать свой мир, свою вселенную. И когда создаю фильм, понимаю, что таким образом оставляю свой след и влияю на этот мир.

Если говорить про просмотр фильмов на кинофестивале, это такой восторг и такая эйфория, когда ты смотришь в зале премьеру, а после зал купает создателей в овациях. Этот обмен энергии, когда люди что-то вместе создали, презентовали, и мы вместе ещё раз это прожили и можем ещё сотни раз это пережить — прекрасен.

Я сейчас скажу про те фильмы, которые могу пересматривать бесконечно. «Грязные танцы». Люблю его за прекрасный вайб, атмосферу, за страсть к любимому делу, влюблённость, какую-то светлость, доброту. Этот фильм в своё время перевернул мой мир, и я стала заниматься танцами. Он действительно пробудил во мне какую-то потаённую грань личности.

Следующий фильм — «Титаник». Фильм на все времена, с множеством смыслов. Это и про влюблённость, про свой путь, про свободу, про выбор себя.

«Аризонская мечта». Я считаю, это гениальный фильм, ни на что не похожий. Он такой безумный, сумасшедший, метафоричный. И там тоже очень много светлого, прекрасного, какого-то даже абсурдного юмора. И, конечно, там есть и влюблённость, и чувственность, и страсть.

Завершу рекомендации фильмом «Назови меня своим именем». Благодаря ему я пересмотрела свои ценности, цели и начала учиться режиссуре и снимать свои фильмы. Этот фильм как моя путеводная звезда, по-прежнему меня направляет, напоминает мне обо всём самом светлом, что есть в этом мире. А именно жажде жизни и влюблённости, и единомышленниках.

Добавить комментарий