Дмитрий Рудаков

0

«Я всегда работаю с учениками на равных»


Дмитрий, вы получили актёрское, режиссёрское и психологическое образование. Удаётся ли комбинировать полученные знания в профессиональной деятельности?

Не просто удаётся — синергия полученных знаний и опыта в разных, но смежных сферах приносит свои плоды. К примеру, работая с актёрами на съёмочной площадке, знаю, как настроить артиста, приманить нужное чувство, а не просто даю команды. В этом помогает актёрское прошлое. Что касается психологии, то знания о человеческой психике помогают вскрывать характеры персонажей, писать сценарии, учитывая логику и мотивации героев, а в коллективе легко находить язык с каждым.

Вас знают как артиста драматического театра и кино, телеведущего, режиссёра, тренера по ораторскому искусству. Что вам ближе? Получается ли совмещать несколько сфер?

Здесь даже и не всё перечислено. Ещё я организую крупные мероприятия, тренирую людей в области эмоционального интеллекта и даже веду небольшую психологическую практику время от времени. Я думаю, то, что вы перечислили — это просто отрезки во времени. Когда-то служил в театре «Комедианты», играл по 27 спектаклей в месяц, потом долгое время работал на телевидении на нескольких телеканалах, а сейчас режиссура меня увлекает более всего. Но вот преподавал я на протяжении всего этого времени — наверное, сильно влияют корни… Мама была почётным работником сферы образования. Понимаете, я просто занимаюсь любимыми делами, здесь для меня нет совмещения, все эти профориентации связаны.

Вашей с Ольгой Шведовой школе «Матрица» уже пять лет. Что сделано за это время и что планируется в следующие пять лет?

Спасибо за этот вопрос. «Матрица» это наш с Ольгой ребёнок. И студенты — наши дети. На сегодняшний день «Матрица» единственная на Северо-Западе школа, снимающая профессиональное кино со своими студентами. Профессиональное — значит отмеченное профессионалами на международных фестивалях. Уникальность школы заключается в том, что любой взрослый человек может исполнить свою мечту — прийти в школу и, проучившись год, сняться в кино, а потом увидеть себя на экране кинотеатра. За эти пять лет мы провели четыре кинофестиваля, нас знают коллеги. У нас проводят мастер-классы Вениамин Фильштинский, Борис Смолкин, Сергей Мигицко, Даниил Спиваковский, Карина Разумовская, Фёдор Федотов и другие. Народная артистка Ольга Волкова набирает уже третий курс в нашем московском филиале. На сегодняшний день «Матрица» это действительно лучшее место для самореализации взрослых людей в актёрской профессии.

Что касается следующих пяти лет, то мне бы не хотелось раскрывать все карты, но точно можете быть уверены — в голове нашего двигателя, директора Ольги Шведовой рождаются самые смелые идеи по развитию школы.

Как строится процесс обучения, на какие методологии, системы, школы вы опираетесь?

Здесь мы не отличаемся от вузов. Наши студенты обучаются актёрскому мастерству, речи, пластике, вокальному ансамблю, импровизации, работе со стихотворным и прозаическим материалом, работают с камерой. По каждой дисциплине с ними работают замечательные педагоги, отобранные за годы жизни в профессии, некоторые из них были и нашими педагогами. Только представьте: человеку лет 35, предположим, работает фитнес-тренером или бухгалтером и решил пойти учится на актёрское. Но с утра до вечера учиться он не может — работа, семья, обязанности, а в кружок пойти как-то несерьезно. И он приходит к нам. И здесь происходят чудеса: человек получает много новых качественных знаний, которые дают через практику. Но кроме того, что каждый учебный модуль заканчивается показом на зрителя, так ещё и съёмки в дипломном фильме, так скажем, обязательный этап. Снимают, на секундочку, профессионалы киноиндустрии. Сценарий под группу пишут и роль предлагают, чтобы раскрыть учеников максимально. А потом тот самый фитнес-тренер или бухгалтер зовёт своих коллег и друзей на кинофестиваль, где его видят на экране крупным планом. В жюри народные артисты России, медиамагнаты и профессора вузов. Друзья и коллеги спрашивают: «А как это возможно?». А выпускники отвечают: «Ну вот позанимался годик, раз в неделю походил на занятия, и я теперь другой человек».

Я могу часами рассказывать про трансформации, которые происходят с людьми в «Матрице». Они по-настоящему меняются, излечиваются от комплексов и травм, обретают настоящих друзей, фантастический опыт, раскрываются как личности в атмосфере любви и взаимопонимания, и это не реклама — это правда, которую сами студенты и профессионалы озвучивают, впервые соприкоснувшись со школой.

Вопрос «Как это возможно?» мы постоянно слышим от деятелей искусства, актёров, которые видят ребят на кинофестивале. Никто не понимает, как за такое короткое время можно обучить людей. На самом деле это только первые шаги в профессии, просто знакомство. Поэтому в школе есть профессиональный курс переподготовки. У нас есть лицензия комитета по образованию. Как раз в этом году первые выпускники выйдут из «Матрицы» с дипломами «Актёр театра и кино».

Вы являетесь квалифицированным психологом. Как знание психологии помогает вам увлечь учеников, добиться от них той самой правды, которая нужна большому кино?

Чтобы увлечь студента, необязательно быть квалифицированным психологом — достаточно быть увлечённым самому. А вот добиться правды — это скорее вопрос «насмотренности». В нашей профессии есть такое понятие, как «наблюдение», вот в жизни эту правду подмечаешь, а потом переносишь на сцену или в кино. А чтобы это сыграть, как раз и нужны годы обучения. Ну или хотя бы годик.

В вашей школе преподают педагоги, которые давно работают в кино, многие преподаватели, например, актриса Ольга Волкова, с именем. Как вы понимаете, кто именно должен вести учеников по творческому пути, объяснять, направлять, подсказывать?

Главное условие — любовь к профессии. Нет ничего грустнее, чем уставшие сериальные артисты с потухшими глазами и сердцами, которые относятся к работе, ролям, словно штампуют их на конвейере. В школе у нас работают специалисты с опытом работы в театре и кино более десяти лет. Студентов и выпускников преподавать мы не берём. Нужно, чтобы специалист прошёл условные огонь, воду и медные трубы, закалился в профессии, чтобы начать передавать знания. Вот видите, какое замечательное слово — «передавать». То есть здесь три критерия: профессионализм, хорошая школа и желание отдавать. А Ольга Владимировна Волкова — это чудо. Это невероятное счастье — работать и просто общаться с ней.

В школу приходят люди разных профессий — от бизнесменов до воспитателей детских садов. Как вам удаётся объединить их за одним общим делом, быстро ли ученики находят общий язык?

У нас учились и учатся крупные директора известных корпораций, молодые люди, студенты нетворческих вузов, которые пошли туда по указке родителей, простые учителя и люди разных профессий. Да и по возрастам у нас огромный разброс. Во взрослой группе могут учиться 18-летний студент и пенсионер. Самому старшему нашему студенту, который у нас уже три года учится, 65 лет. Как нам удаётся всех объединить? Наверное, оставлю этот вопрос без ответа, пусть будет интрига. Просто в школе особая атмосфера, у нас хорошо и разные, казалось бы, люди принимают друг друга легко.

Некоторые ученики приходят в «Матрицу» не только чтобы научиться чему-то, но и продолжить творческий путь после школы. Многим ли это удаётся? Отслеживаете творческую биографию своих подопечных?

Безусловно, для этого мы создали профессиональный курс. Курс, на котором студенты учатся два года по три, четыре и более раз в неделю. На выходе у ребят спектакль и дипломный фильм. Здесь уже отбор, другие критерии оценки результатов студентов. Если на базовом курсе вы — молодец, то на профессиональном такую высокую оценку нужно заслужить, ведь выходите вы от нас с дипломом, который даёт право работать в театре и кино. Многие наши студенты снимаются в кино, рекламе, работают на телевидении. Это открытая информация. Чтобы её систематизировать, мы сейчас как раз обновляем сайт.

Фильмы, подготовленные учениками, можно увидеть на фестивале «Костя верит!» в Санкт-Петербурге. Речь, конечно, о Константине Станиславском и его знаменитой фразе: «Не верю!». А какие фильмы лично для вас стали особенными, нашли отклик в вашем сердце?

Да, благодарю вас за вопрос о фестивале и фильмах. Наш любимый фестиваль уникален тем, что на нём оцениваются только актёрские работы. Мы всегда работаем, понимая, что «Костя верит!» впереди, что фильмы эти увидит зритель, а значит, они должны быть честно сделаны и действительно работать на зрителя.

Мой любимый фильм — это тот, над которым я работаю в данный момент. Знаете, я человек процесса, то есть в постоянном движении, самопробе существую. Сегодня мне нравится, но завтра уже вырос из этого. Остаются только приятные воспоминания о том, как это было. Такого, что вот это мой любимый фильм или мой шедевр в прошлом, я пока не скажу. Это будет означать, что я уже когда-то забрался на гору, а сейчас с неё спускаюсь, а у меня постоянно ощущение, что толком ещё и не начал забираться на неё.

Во время обучения или уже просматривая готовый фильм, у вас появлялось желание поработать с учениками на одной съёмочной площадке на равных? Может быть, был уже такой опыт?

Я всегда работаю с учениками на равных. Так и говорю: «Вы — молодые артисты». Не студенты, а умные молодые артисты. Многих считаю невероятно талантливыми и счастлив, что преподавал, преподаю и буду преподавать у них. Имен называть не стану, это будет антисубординация.

Расскажите, как внутри своего воображения увидеть картинку, достойную большого кино? Как заметить её и начать воплощать?

Нет ничего проще и в тот же момент сложнее. Для этого нужно ответить себе на вопросы: «Кто я? О чем я хочу рассказать?». Ведь если есть потребность в общении со зрителем, то история обязательно возникнет. Каждый день с нами происходят миллионы разных событий. Вопрос в нашей оптике, насколько мы можем укрупниться, в нашем вкусе — стоит ли об этом рассказывать и какими средствами это сделать, в нашей личности — сможем ли мы поделиться своими чувствами, сделать это заразительно и талантливо. Позвольте, я закончу ответ на этот вопрос словами, которые были написаны на стене древнего храма Аполлона в Дельфах, где располагался дельфийский оракул. Это одно из лучших напутствий для будущих художников в широком смысле слова. Фраза звучит так: «Познай самого себя». Вот как только этот путь познания начнется по-настоящему, то картинки, достойные настоящего кино, не заставят себя ждать.

Добавить комментарий