Алиса Ильина

0

«Вся жизнь в какой-то степени — игра. Но важно играть в неё честно, с детской вовлечённостью, отдачей, пониманием ответственности за свои поступки. Тогда игра каждого из нас будет замечательной»


Алиса, мне кажется, вы очень эмоциональный человек. Сложно ли это — проявлять эмоции на сцене и в жизни?

Да, меня можно назвать эмоциональным человеком. И как раз-таки сцена, театр — то удивительное место, где я могу не только проживать весь спектр эмоций, даже тех, которые я никогда бы не испытала сама, если бы не роль, но и помогать людям проживать эмоции вместе со мной.

Когда человек идёт в театр, он сопереживает актёру и благодаря этому проживает часть эмоций роли, очищая таким образом себя и раскрепощаясь.

Большинство из нас замкнуты, у многих есть страх своих эмоций, а в театре мы можем прожить их экологично друг для друга, что замечательно. Как это делать? Быть свободным и принимать тот факт, что имеешь право на любую эмоцию, беря ответственность за то, что проживаешь её честно и не причиняя никому вреда. Допустим, если вы хотите позлиться, можете побить подушку, а можете поорать в банку, закупорить её и выкинуть или разбить, а ещё лучше через время открыть и пожелать злой эмоции выйти и раствориться в доброту. Есть масса вариантов. На мой взгляд, лучший способ — пойти в театр и посмотреть спектакль, который может ответить на вопросы души и сердца.

Наверняка, работе с эмоциями учат в студии творческого развития «Оперение», основанной Константином Хабенским. А какие ещё знания, полученные здесь, вам пригодились?

Студия творческого развития «Оперение», основанная Константином Юрьевичем Хабенским, учит быть собой. А быть собой равно уметь эмоционально проявляться. Также в студии я получила невероятный опыт общения с людьми, дружбы, налаживания коммуникации. Научилась учиться творческим дисциплинам, поняла принцип репетиций, смогла сделать первые шаги как сценарист и режиссёр в том числе. С ребятами мы самостоятельно поставили спектакль по моей книге «Журавлики» и благодаря педагогам, которые нас подкорректировали, несколько лет возили спектакль на разные фестивали по городам России.

Знаете, я думаю, всё, что с нами случается, помогает нам в жизни. Опыт занятий в «Оперении» помогает мне каждый день, когда я выхожу на сцену «Нетеатра». Однако стала заведующей труппой и помощником режиссёра по стечению обстоятельств. И я безумно благодарна миру, людям вокруг меня. Я ответственно выполняю свои обязанности, потому что люблю своё дело — театр и желаю, чтобы он рос и процветал. И одна из возможностей помочь ему — заведовать тем, чем могу. В данном случае — труппой. Также могу помогать режиссёру воплощать наши задумки.

Что необычного в «Нетеатре» и спектаклях, которые вы ставите?

Театр — это особый мир людей, горящих творчеством и тем, чтобы мир, который мы создаём на сцене, становился отражением мира вокруг нас. В нашем театре нет мата, чернухи, непристойных тем и сцен. Мы несём добро и свет, хотим, чтобы они окружали всех наших друзей.

У нас каждый спектакль необычный. Каждый поставлен по той или иной пьесе нашего режиссёра и создателя Дмитрия Сухотерина и моих коллег-актёров.

У нас есть уникальный спектакль «Беспечная нота» по воспоминаниям Натальи Викторовны Кузьминой о жизни Нижнего Новгорода в годы Великой Отечественной войны. Этот спектакль не про войну — он про жизнь. Про то, что нужно продолжать жить и делать это беспечно, как в детстве. Наталья Викторовна пошла в первый класс в 1941 году. В спектакле 80% процентов прямой речи, воспоминаний о том времени. Как играли, как менялись осколками от бомб, ходили в театры даже во время войны, как учились, надеялись, ждали и дождались. Дождались, что война закончилась и папа пришёл домой.

Спектакль «Разговоры Влюблённых» — это удивительное соединение стихотворений, песен и реальных разговоров наших актёров и семейной пары: режиссёра и создателя Дмитрия Сухотерина и актрисы, арт-директора Ирины Сулимы.

«Сказки для хороших людей» — это скоморох-шоу. Мы показываем скоморохов такими, какими они были бы в реальной жизни. Ребята сбежали из офисов и с листов, планшетов разыгрывают сказку автора, который не раскрывает своего имени, но пишет замечательные вещи для читателей всех возрастов. Чем старше ты становишься, тем интереснее их слушать или читать. Дети видят одни мотивы, взрослые — совершенно другие.

Спектакль «Автобус. Приключение» — единственный в России спектакль в реально движущемся автобусе. Мы написали его вчетвером в 2020 году, когда театры были закрыты, при этом в автобусах ездить было можно. Подумали, написали за неделю пьесу, за столько же отрепетировали и по-партизански, с масками поехали в первый рейс в октябре 2020 года. Получается, что катаем спектакль уже четвёртый год. Каждый год постановка переписывается. А главной фишкой остаётся то, что зрители изначально не знают, кто из нас актёр, а кто нет. Они могут с нами общаться, вступать в действие спектакля в уместные моменты. И постепенно, пока мы движемся в автобусе, раскрывается ряд нюансов, которые создают историю и невероятную атмосферу приключения.

Каждый наш спектакль — это уникальное событие, наше детище. Недавно прошёл закрытый предпоказ нового нашего направления — Бэби-Нетеатр. Показ прошёл успешно, и скоро мы запустим цикл спектаклей для наших самых маленьких зрителей — от года до пяти лет. Хотим, чтобы они тоже создавали мир вокруг себя солнечным, светлым и радостным.

Вы также снимаетесь в кино, например, полнометражном «Человек-змея: в тени молнии» Дмитрия Шадрина. Чем запомнился этот проект?

Дмитрий Шадрин — удивительный человек, который убеждён в том, что хорошее кино может и должно создаваться хорошими людьми. Поэтому на съёмках была удивительная, тёплая атмосфера, яркие люди, с которыми мы дружим до сих пор. Верим, что скоро картина выйдет, и она будет замечательной, в лучших традициях семейного фильма.

Уже три года вы ведете проект «Классное радио. Движение первых». Что вам нравится больше — быть автором, диктором или сценаристом?

Все передачи, которые я делаю на «Классном радио. Движение первых», — мои авторские, поэтому нельзя разделять, кем мне нравится больше быть — автором, ведущим, диктором или сценаристом. Я ищу материал, перерабатываю, сочиняю и дополняю, озвучиваю.

Каждая история, каждая передача — мой маленький интерес и вопрос к этому миру. Поэтому я безумно люблю все свои выпуски и эту работу, благодаря ей узнаю много нового и даю возможность это сделать другим.

Вы сыграли две роли в радиоспектакле «Последний вальс». Следствие ведут выпускники». Легко ли только с помощью слова донести мысль до слушателей?

В апреле прошлого года у нас вышел замечательный радиоспектакль «Последний вальс. Следствие ведут выпускники». Он был чуден. Его я придумала и написала сама, а затем мы его озвучивали, и это был мой первый опыт озвучивания двух ролей. Удивительно, ведь нужно регулировать тембр и ритм голоса. Одна девочка говорила приближённо к моему тембру, а вторая — где-то наверху, и она была манерной и немножко витающей в облаках.

Также я режиссировала другие четыре роли. Актёрами стали отец, который согласился помочь мне, он является профессиональным ведущим, звукорежиссёром, актёром в прошлом, психологом и коучем сейчас, и два юноши из молодёжной редакции из других городов. Мы их режиссировали онлайн. Молодые люди отправляли нам записи, я давала обратную связь, и ребята что-то редактировали и меняли.

Интересно, что вы преподаете подкастинг в детской Приволжской медиашколе. Как строятся занятия с детьми?

Когда мне предложили преподавать в медиашколе подкастинг, мы сочинили программу, я пришла в группу и обнаружила, что дети не умеют фантазировать от слова «совсем». А ещё не умеют слушать и слышать друг друга. Поэтому, конечно, на занятиях мы учимся фантазировать. А ещё я сочиняю для ребят сказки, и мы по ролям озвучиваем персонажей.

Ребята учатся работать с микрофоном, читать тексты с хорошим юмором. Мы задаём вопросы тексту, я объясняю отсылки, заряжаю интересом исследовать дальше, а ещё, самое главное, ребята учатся слушать друг друга. Когда говорит один, все остальные должны молчать и подхватывать только в нужный момент.

Мы объединяем, развиваем, творчески вдохновляем ребят на занятиях по подкастингу в детской медиашколе» и в частной практике тоже. Я, например, преподаю в школе: читаю ребятам вслух и рассказываю огромное количество историй о произведении, авторе, чтобы у ребят складывался образ писателей. И не Александра Сергеевича Пушкина, а Саши Пушкина.

Ещё, допустим, мало кто знает, что есть авторская сказка «Морозко» — по ней снят фильм, а есть народная. Её проходят школьники. Есть и народная сказка в авторском переложении. А народных сказок «Морозко» более восьмидесяти. Удивительный факт.

Вы творческий, разносторонний человек. А чем ещё занимаетесь, что ещё приносит удовольствие?

Я всегда рисовала. В этом году у меня даже вышла авторская серия открыток. Такой подарок сделала мама на день рождения. Обожаю фехтование, занимаюсь спортивным фехтованием много лет. Люблю бегать. А ещё гулять по городу, вдоль и поперёк прошла дворы и про каждый могу рассказать, вообще о Нижнем Новгороде могу рассказывать часами, знаю разные интересные факты. У меня даже есть проект «А.Б.У.Н.Н. – Алисины байки улиц Нижнего Новгорода» на YouTube-канале, где я соединила фантазии и реальные факты. Кстати, у меня даже есть ритуал. Когда возвращаюсь со съёмок или из командировок, мне нужно хотя бы час, полчаса в одиночестве погулять по городу, чтобы с ним поздороваться, настроиться на его волну.

Что при этом самое сложное в профессии? С чем ещё только учитесь справляться?

Пожалуй, один из самых сложных, но в то же время самых любимых моментов в моих профессиях — необходимость постоянно развиваться и идти вперёд. Невозможно остаться в одной роли, не развиваясь в ней. Невозможно законсервировать себя. Мы каждый день меняемся. Нам необходимо что-то исследовать, узнавать. Постоянно развиваться, чтобы сохранять живость и себя в своих профессиях. Но как человек, который пережил клиническую смерть, могу сказать, что соглашаюсь на эти условия с радостью и лёгкостью. Жизнь прекрасна. Я люблю её и наслаждаюсь каждый день, каждую минуту.

Бывало ли, что играли в реальной жизни или не позволяете себе этого ни в коем случае?

Знаете, вся жизнь в какой-то степени — игра. Но важно играть в неё честно, с детской вовлечённостью, отдачей, пониманием ответственности за свои поступки. Тогда игра каждого из нас будет замечательной. И жизнь всех будет хороша. Если мы честны перед собой, то игральная карта судьбы несомненно ляжет нужной стороной.

Фотографии: Инна Китаева

Добавить комментарий