Алия АГАДИЛОВА
«Просто следовать за музыкой, даже если ты не всегда понимаешь, почему»
Алия, каким было твоё музыкальное детство?
Я пою с пяти лет. Когда шла «Утренняя почта», подпевала и танцевала перед телевизором. На сцену впервые вышла в шесть лет, исполняла песню на хакасском языке. Потом пошла в музыкальную школу, училась играть на баяне и фортепиано.
В школе ты выступала и в коллективах, и в группах и сольно. В каком жанре?
Основой всегда было эстрадное пение. Даже когда пела на хакасском языке, это всё равно была эстрадная музыка. Позже в музыкальном колледже я познакомилась с джазом. Но все равно меня притягивала именно эстрада.
Творчество каких артистов тебя вдохновляло в детстве?
Мне чаще нравится песня, чем исполнитель. Но в то время я больше слушала Ханну Монтану и Селену Гомез. Это были два моих фаворита. Я обожала канал «Дисней» и всё, что с ним связано.
Когда ты начинала, бывало, что кто-то влиял на самооценку?
Я всегда знала, что пою хорошо. Это от природы. Но был момент, когда меня недооценивали. Но, скорее, это больше задевало мою маму, чем меня. (Улыбается.)
Сейчас ты работаешь в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии. Каким было начало, и как проходил отбор?
Какое-то время у меня был творческий кризис. Я понимала, что мне нужно расти. В течение трёх лет я не пела, а потом решила вернуться. Начала снова репетировать. Записала пару видео на квартирниках. И как раз эти видео помогли мне пройти кастинг на мюзикл в театре.
Ты обучалась на эстрадном направлении. Сейчас выступаешь в мюзиклах. Чему новому пришлось научиться, и как это изменило тебя?
Пришлось много работать над вокальной техникой. В карантин времени для этого было больше, и мой голос раскрылся в полной мере. И я поняла — вот чего мне так сильно не хватало! Конкретно меня в этой музыке.
Во время репетиций мюзикла велась огромная работа над манерой исполнения. Наш музыкальный руководитель, он просто невероятный человек, объяснял, как надо петь драматический материал, положенный на музыку. То есть, ты не поёшь, ты говоришь нотами, которые прописаны в партитуре. Я долго пыталась понять, что это значит. Потом всё-таки осознала, как нужно доносить текст посредством музыки. Позднее началась работа с режиссёром. География расстановки движения по сцене, когда ты в каждом месте на сцене чувствуешь определённое состояние. Здесь уже важно распределить свои силы и не потерять драматическую и вокальную линии.
Это твой первый мюзикл в театре музкомедии?
Да. Это мой первый проект. Сейчас я ещё работаю в концерте «Хиты Бродвея». Это такой спектакль-концерт. Мы готовим номера из мюзиклов, актёрские, делаем переводы… Есть номера с балетом, с танцами.
Этой весной состоялась премьера мюзикла «Мисс Сайгон». Расскажи о нём.
Мюзикл написан по мотивам оперы «Мадам Баттерфляй». История похожая, но дело происходит в Сайгоне. Вьетнам 70-х годов. Война. Это одновременно и романтичная, и трагичная история. Юная вьетнамская девушка влюбляется в американского солдата и жертвует жизнью ради счастья своего ребёнка. Музыка очень помогла понять её состояние. Слушаешь и улавливаешь её чувства через музыку. А может, так и нужно? Просто следовать за музыкой, даже если ты не всегда понимаешь, почему.
Что помогает тебе выступить на все сто?
Конечно же, подготовка. Знать материал, если нужно танцевать — знать танец. С волнением на сцене я довольно легко справляюсь. Даже если что-то не так — продолжай. Важно не останавливаться, просто двигаться вперёд.
Как ты относишься к вокальным конкурсам?
Довольно нейтрально. В детстве я много, где участвовала. Это, конечно же, стресс для любого человека, выступающего на сцене. Тебя оценивают, и иногда это может бить по самооценке. Но, мне кажется, это закаляет характер. Где-то тебя хорошо оценили, а где-то — не очень. Не всегда это зависит только от тебя. Но каждый выход на сцену — это опыт. Выйти на сцену, спеть, справиться со своим волнением. Это воспитывает тебя, как артиста.
Зависит ли это от состояния, в котором ты выходишь на сцену?
Не скажу, что плохое состояние влияет на мои выходы на сцену. Нет. Есть определённый материал, и он в себе что-то несёт. И, в целом, нет разницы, как я себя чувствую. Важно, как я доношу этот материал. Я отношусь к этому больше, как к работе.
На твой взгляд, можно ли стать хорошим вокалистом без наставника?
Думаю, что нет. Всегда нужен наставник. Учитель может быть не один. У меня их было много. Я без сомнений меняю педагога, если понимаю, что сейчас мне нужно делать что-то по-другому. До сих пор занимаюсь с преподавателем вокала.
Многие сейчас записывают каверы на известные композиции. Как сделать его более своим, но при этом сохранить основную линию?
Важно привносить себя. Текст, драматическое наполнение конкретной песни для одного человека – это одно. Автор вкладывает свой смысл, а ты можешь увидеть в ней что-то своё и привнести что-то своё, и это будет не просто перепев, это как будто прожито тобой и ты рассказываешь свою историю. Вот тогда это будет хороший кавер.
Какие три совета ты можешь дать, чтобы поднять вокал на новый уровень?
Обратить внимание на технические моменты вокала, распевки. Важно всегда подходить к музыке осознанно. Технические моменты тогда помогают усовершенствовать вокал: сделать его более лёгким, гибким как тебе нужно. Чтобы понимать свой голосовой аппарат необходимо прислушиваться к нему и чувствовать все механизмы. И ещё. Важно относиться осознанно к самому музыкальному материалу. Музыка очень часто помогает почувствовать, даже если ты не очень понимаешь, о чём песня, что в ней заложено. И в этот момент нужно внимательно слушать и искать смыслы каждой музыкальной фразы, потому что ни одна из них не может быть пустой. Ни один красивый мелизм не может быть бессмысленным. Он всегда идёт от слова, всегда идёт от чувства, и нужно это чувство найти. И третье, нужно наслаждаться своим пением.