Несыгранные роли советских кинолегенд

0

Пересматривать десятки раз советские киноленты, восхищаться игрой и харизмой давно полюбившихся актёров, ностальгировать по тем временам, «когда трава была зеленее» это все мы можем, умеем, практикуем. А пересматривали бы мы эти фильмы, если бы в них сыграли другие артисты? Ну, к примеру, Юрий Никулин мог запросто справиться с ролями управдома Бунши и Ивана Грозного в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», а Савелий Крамаров сыграть Петруху в «Белом солнце пустыни». Кто ещё и куда пробовался, но отчего-то не попал на съёмочную площадку большого кино, мы и расскажем сегодня

Юрий Никулин и Георгий Вицин в ролях управдома Бунши и Ивана Грозного («Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.)

Раз уж мы начали повествование с Юрия Никулина, то и продолжим. История интересна тем, что изначально Леонид Гайдай писал сценарий под известного клоуна и актёра. Тот, ознакомившись с сюжетом, подумал и отказался: посчитал, что съемки — бессмысленная трата времени, такое цензура не пропустит, фильм будет пылиться на полке. Пробовался и Георгий Вицин — Трус из знаменитого трио. Кандидатуру актёра как раз и забраковали из-за устоявшихся ассоциаций с уже сыгранным персонажем.

Андрей Миронов в роли Жоржа Милославского («Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.)

Андрей Миронов мог бы сыграть жулика Милославского. Мог бы, но не позволили ему это сделать аристократичность и галантность. На фоне Юрия Яковлева он совсем не выглядел жуликом.

Наталья Кустинская в роли Тоси («Девчата», 1961 г.)

Не всегда режиссёры готовы взять в кино своих жен. Даже если пообещали. Так случилось в семье Юрия Чулюкина, главного режиссёра «Девчат» и Натальи Кустинской, известной по фильмам «Увольнение на берег» и «Иван Васильевич меняет профессию». Чулюкин пообещал Кустинской, что та сыграет Тосю. Актриса отнеслась к предложению серьёзно. Ожидая решения худсовета, готовилась к съёмкам. Стоит ли говорить, какой была реакция актрисы, когда она узнала, что кино вовсю снимается, а на главную роль 18-летней девчушки утвердили 30-летнюю Надежду Румянцеву? И узнала не от мужа, а от знакомого оператора. Чулюкин успокаивал Кустинскую как мог, оправдывался тем, что художественный совет посчитал актрису слишком красивой для образа Тоси, даже нашёл альтернативу — персонажа Анфису. Но Кустинская была непреклонна — отказалась.

Валерий Носик в роли Шурика («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965 г.)

Кино — процесс творческий, поэтому, конечно, здесь есть место и разногласиям, и непониманию, и сомнениям. И такое сомнение пришло к режиссёру картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Леониду Гайдаю. На роль незадачливого студента-интеллигента Шурика (или, как его звали в рабочем варианте, Владика) пробовались Олег Видов, Всеволод Абдулов, Евгений Петросян… По словам Евгения Петросяна, он был утверждён, даже начинал репетировать с Гайдаем, но тогда начинающий юморист понял, что хочет быть не лирическим героем, а комедийным артистом. И кажется, о своём решении отказаться спустя годы немного жалеет: персонаж получился бы забавный.

Гайдай утвердил актёра Валерия Носика. А потом вспомнил про молодого и малоопытного Александра Демьяненко. Переговорил с ним, оба остались довольны друг другом. А Носик перевоплотился в студента на экзамене, он лишь мелькает в фильме. Демьяненко же, к большому сожалению, фактически стал заложником одной роли.

Наталья Кустинская в роли Нины («Кавказская пленница или другие приключения Шурика», 1966 г.)

С поиском главного героя — Шурика — проблем не было, его сыграл Александр Демьяненко. А вот чтобы найти «студентку, комсомолку, спортсменку и просто красавицу» Нину пришлось потрудиться. Желающих сыграть актрис было много, проб, соответственно, тоже. Всех затмевала Наталья Кустинская, как раз только-только вышла комедия «Три плюс два» Генриха Оганесяна, где актриса сыграла главную роль. Однако Наталья отказалась, предпочла иной фильм. Пробовались Наталья Селезнёва, Марианна Вертинская, Лариса Голубкина. В результате успешно справилась молодая обаятельная циркачка Наталья Варлей.

Ролан Быков в роли Николая Бессольцева («Чучело», 1983 г.)

Так получилось, что в «Чучеле» сыграли многие родственники режиссёра Ролана Быкова. Он и сам подумывал о персонаже Николае Бессольцеве. И чуть ли не в последний момент на кастинге появился Юрий Никулин. С ним успех картины был прогнозируем, и его, разумеется, утвердили.

Владимир Высоцкий в роли непутевого сантехника («Афоня», 1975 г.)

Сыграть безалаберного сантехника в трагикомедии Георгия Данелии могли трое, среди них и Владимир Высоцкий. Почему в итоге отдали предпочтение Леониду Куравлеву? Его Афоне, по словам режиссёра, прощают то, что никогда бы не простили Афоне Высоцкого.

Василий Ливанов в роли Атоса («Д`Артаньян и три мушкетера», 1979 г.)

Василий Ливанов почти был утверждён на роль графа де Ла Фера, и это бы произошло, если бы актёр… не пропал. В то же время он проходил пробы на Шерлока Холмса. Их актёр тоже прошел блестяще. А потом также блестяще сыграл и в самом фильме: в 2006 году артиста наградили почётным членством ордена Британской империи, почётным членом ордена «За службу театру и изобразительному искусству».

Иван Бортник в роли Шарапова («Место встречи изменить нельзя», 1979 г.)

А вот на роль Жеглова Владимир Высоцкий подошёл безоговорочно. Пробы режиссёр Станислав Говорухин, конечно, проводил, но больше формально, для отчетности, сам же рьяно отстаивал Высоцкого. А вот с выбором Высоцкого, который хотел, чтобы Шарапова сыграл его коллега по Таганке актёр Иван Бортник, ну никак не хотел мириться. Как считал Говорухин, Бортник-Шарапов абсолютно не подходил к Высоцкому-Жеглову. Взяли в итоге Владимира Конкина, которого рекомендовали чиновники, ответственные за культуру. Экранная пара вроде бы сложилась, но сам Говорухин был не очень доволен, говорил: чтобы всё было совсем идеально, надо было утверждать Леонида Филатова.

Любовь Полищук в роли Маньки Облигации («Место встречи изменить нельзя», 1979 г.)

Немного до официального утверждения не дотянула Любовь Полищук. А всё из-за Владимира Высоцкого, который попросил Станислава Говорухина посмотреть ещё одну актрису — Ларису Удовиченко.

Семен Фарада в роли Максимэна («Ищите женщину», 1982 г.)

Похожая ситуация возникла и перед другими съёмками. Алла Сурикова одним из первых утвердила на роль полицейского Максимэна Семёна Фараду. Но затем, когда стало известно, что инспектора Грандена станет играть Леонид Куравлев, поняла, что экранные начальник и подчиненный не могут быть одного возраста. Тогда Александр Абдулов посоветовал Леонида Ярмольника. Что было потом, мы знаем.

Людмила Гурченко в роли Шурочки («Гусарская баллада», 1962  г.)

У режиссёров, даже великих, тоже случаются промахи. Делал Эльдар Рязанов ставку на Гурченко, да прогадал. На кастинге актриса провалилась. Причиной тому, как стало известно позже, стали семейные проблемы, из-за них сосредоточиться на работе в тот день не удалось.

Георгий Юматов в роли товарища Сухова («Белое солнце пустыни», 1969 г.)

О неслучившейся по чистой случайности роли долго жалел Георгий Юматов. Отлично пройдя пробы, накануне первого дня на съёмочной площадке актёр подрался, без синяков не обошлось, с ними он и появился в кадре. Режиссёр Владимиру Мотыль отказал актёру в сотрудничестве.

Савелий Крамаров в роли Петрухи («Белое солнце пустыни», 1969 г.)

Петруха — роль второго плана — могла достаться Савелию Крамарову. Но тот заведомо не дал шанс ни режиссёру Владимиру Мотылю, ни сценарию. Отверг предложение, а потом долго кусал локти. Хотя в советское время фильм не был отмечен наградами, его посмотрели более 34 миллионов зрителей. Только спустя почти 30 лет фильм был удостоен Государственной премии. Интересно ещё и то, что все члены экипажей, совершающих российские космические полеты, смотрят «Белое солнце пустыни» перед запуском.

Маргарита Терехова в роли Кати («Москва слезам не верит», 1979 г.)

А вот в пользу другого режиссера и, разумеется, другого фильма выступила Маргарита Терехова. Её внимание привлекло предложение Георгия Юнгвальд-Хилькевича сыграть Миледи в «Трёх мушкетерах» и, конечно, она сказала твёрдое и решительное «да». Отказались от роли Кати и Ирина Купченко, и Анастасия Вертинская. Пришлось отдуваться Вере Алентовой, жене Владимира Меньшова, хотя и ей сценарий не приглянулся.

Что касается актёрского состава мелодраматической «Москвы…» в целом, то и он подбирался с огромнейшим трудом. Предложенная роль Тоси не подошла Галине Польских, а мать Рудольфа Рачкова не стали играть Инна Макарова и Клара Лучко.

Но, как говорится, всё, что ни делается — делается к лучшему. И кто знает, получил бы за это кино в 1981 году Владимир Меньшов «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», если бы в нём были заняты иные актёры.

Олег Янковский в роли Калиостро («Формула любви», 1984 г.)

Сомневаться в таланте и безукоризненной работе Олега Янковского не приходится. В данном случае можно смело говорить, что не Олег Янковский не подошёл на роль, а, наоборот, роль не подошла Олегу Янковскому. Всё дело в том, что актёр оказался суеверным, а потому наотрез отказался играть роль мистика. Нодара Мгалоблишвили, исполнителя главной роли, нашли среди артистов грузинского театра.

Владимир Конкин в роли Кузнечика («В бой идут одни старики», 1973 г.)

В картине о жизни лётчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны режиссер Леонид Быков видел в роли лейтенанта Александрова Владимира Конкина. Зная, что у того есть комедийный талант, дал прочесть сценарий. Сам актёр согласился, но вот Николай Мащенко, режиссёр фильма «Как закалялась сталь», в съёмках которого тогда был занят Конкин, наотрез отказался отпускать артиста.

Как бы сложились судьбы актёров и известных кинолент, если бы фортуна улыбнулась другим — неизвестно. Но главное, что у нас сейчас есть великое кино, которое стоит пересматривать, пересказывать с вкраплениями впечатлений и снова пересматривать. И пытаться равняться на актёров, ни в коем случае не копировать, а брать из их игры лучшее, анализировать и делать по-своему. Так, как подсказывает сердце.

Автор: Дарья Капкова

Добавить комментарий