Дубль за дублем

0

как снимали советское кино


Фильмы советской поры до сих пор вызывают трепетные воспоминания, особенно у старшего поколения. Учат быть мудрее, добрее и относиться ко многим перипетиям судьбы с лёгкой самоиронией. А значит, не зря великие актёры рисковали здоровьем, а иногда даже жизнью на съёмочной площадке. Мы решили узнать, что происходило за кадром и в кадре и осталось незамеченным. Конечно, спустя столько лет остается только гадать, все ли было правдой или есть здесь и выдумка.

И первыми приходят на ум фильмы Леонида Гайдая. Их, наравне с фильмами Эльдара Рязанова, по праву можно считать одними из самых пересматриваемых на протяжении десятилетий. А между прочим, на съёмочной площадке были свои казусы и нюансы, и если бы актёры не справились, то мы бы никогда не увидели настолько душевных сцен.

«Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (1967 г.)

Так, например, известный актёр Георгий Вицин вёл здоровый образ жизни: практиковал дыхательную гимнастику йогов, не курил и, конечно же, не пил. А вот на экране ему часто приходилось играть алкоголиков и асоциальных личностей. Однажды артисту даже пришлось нарушить своё алкогольное табу и таки попробовать пенное. Случилось это на съёмках «Кавказской пленницы» в сцене «Жить, как говорится, хорошо!» (наверняка, вы помните эту фразу, ставшую впоследствии крылатой). Несмотря на то, что Вицин просил киношников налить в пивную кружку отвар шиповника, сделать это не получилось: искусство потребовало жертв, ведь зрители должны были увидеть на экране пенящийся напиток.

 «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики» (1961 г.)

Здесь Юрию Никулину пришлось скатываться с горы, превращаясь в снежный ком. Для этой сцены создали два больших шара. В первом, из папье-маше, Юрий Владимирович скатывался. Затем налетал на дерево, съёмочный процесс останавливали и лепили второй шар, уже из снега. Внутрь него помещали Никулина и взрывали — для кино. И вот первый дубль. Всё шло ровно, однако пиротехники переусердствовали со взрывчаткой: актёр чуть не потерял сознание. Выбраться из снежного кома ему помогали. Съёмку, когда артист пришел в себя, пришлось повторить, и работа над ошибками была проведена успешно.

 «Бриллиантовая рука» (1968 г.)

Ещё раз Никулину досталось на съёмках «Бриллиантовой руки», и опять актёр проявил терпение и мужество. Крюк подъёмного крана действительно ударил Горбункова, роль которого как раз и исполнял Никулин. Тот, сжав зубы, ведь удар был весьма неприятным и болезненным, доиграл сцену. Она и вошла в результате в фильм.

 «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 г.)

Иногда сцены снимаются с риском для жизни и здоровья, поэтому режиссёрам нередко приходилось убеждать артистов в безопасности и идти на всяческие хитрости и ухищрения. Обидно, что некоторые такие эпизоды в киноработы так и не вошли. Так, например, Наталья Крачковская в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» по сценарию должна была лезть с одного балкона на другой. Актриса едва не сорвалась.

 «Полосатый рейс» (1961 г.)

Безопасно не было и на съёмках «Полосатого рейса», по крайней мере, для Евгения Леонова. Помните сцену, когда в ванну к нему наведался тигр? Изначально между полосатым хищником и известным актёром должно было быть толстое прозрачное стекло, но оно давало лишние блики, это портило кадр, поэтому его убрали. А режиссер Владимир Фетин не сказал об этом актёру: то ли забыл, то ли не хотел лишних расстройств и переживаний артиста, то ли боялся, что тот может отказаться от съёмок. В общем, играть Леонову в этой сцене не пришлось. Реакции и действия обнаженного буфетчика Шулейкина — это неподдельные эмоции, реакции и действия артиста на тигра и отсутствие преграды.

 «Бумбараш» (1972 г.)

Иногда подводят ассистенты режиссёра. Так случилось на съёмках «Бумбараша» пятьдесят лет назад. В кадре актриса Екатерина Васильева, также как и Евгений Леонов, сидела в горячей ванне, но тигра не было — вместо него под ванной разгорался костёр. Про него и забыл в какой-то момент ассистент режиссёра, видимо, переключился на частушки и байки, которые травил Золотухин. Васильева почувствовала дым и жар, выскочила из ванны и, ругаясь, убежала.

 «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975 г.)

В кинокартине должен был сыграть шимпанзе, однако обезьяна разодрала второму режиссёру руку до крови (впоследствии ему сделали три операции). Понятно, что после этого появился некий страх, поэтому для съёмок взяли маленькую ручную обезьянку. Да и то Тамара Носова категорически отказалась с ней сниматься, животное поручили Татьяне Веденеевой.

«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977 г.)

Иногда приходится жертвовать ради искусства не только во время съёмок, но ещё и до них. Так Александру Калягину, исполнителю главной мужской роли, пришлось похудеть на 25 килограммов, на помощь пришла строжайшая гречневая диета.

А на репетициях артисты проговаривали текст на несуществующем языке — режиссёру Никите Михалкову хотелось, чтобы актёры доносили замысел на эмоциональном уровне. Да и в перерывах между съёмками исполнители ролей называли друг друга по имени и отчеству, вели беседы о высоком искусстве.

«Человек-амфибия» (1961 г.)

Несмотря на всю подготовленность — актёры Владимир Коренев и Анастасия Вертинская обучились подводному плаванию в ленинградском институте физкультуры — они не раз подвергались опасности из-за сложности работы под водой.

Так, в одном из эпизодов Ихтиандр опускается под воду на 60-метровой железной цепи. За ней не уследил матрос и выпустил из рук. И если бы Коренева вовремя не подстраховали, цепь утащила бы актёра на дно.

Сцену, когда Ихтиандра прячут от Сальватора под водой, привязав к якорю, снимали на глубине 20 метров. В паузе Кореневу давали загубник акваланга, а тот не сработал. Тогда находившийся рядом Рэм Стукалов отдал актёру свой акваланг прямо под водой, а сам всплыл на поверхность. В итоге у Стукалова развилась кессонная болезнь. Коренев об этом узнал только после окончания съёмок.

Оператор Розовский, который и снимал этот эпизод, озвучивал в одном из интервью свою версию: «Всё хотелось сделать в лучшем виде — без подвохов и обмана. Некоторые опасные и рискованные вещи проверяли на себе. Прежде чем привязать артиста к якорю и бросить на глубину 18-20 метров, мы вдвоём с Владленом Кебкало, не привязываясь, обхватили огромное веретено якоря, который по команде бросили в воду. На глубине около 5 метров нас оторвало от якоря и в полуоглушённом (от грохота цепи) состоянии выбросило наверх. Мы поняли, что Бог миловал. Поэтому к якорю привязали манекен, одетый «под Ихтиандра», а когда он упал на дно и поднял клубы ила, сняли другой кадр — с привязанным Володей Кореневым. А вокруг были аквалангисты с запасными аквалангами, чтобы Ихтиандр мог дышать под водой. Вот так снимался этот эпизод. А легенды пусть остаются легендами».

 «Неотправленное письмо» (1960 г.)

Фильм-драма, посвященный «тем, кто в любой области человеческой деятельности, будь то освоение диких заброшенных земель или дерзкий рывок в космос, тем, кто шёл и идёт трудной дорогой первых, советским людям», снимался в тайге на берегах рек Уса и Енисей. Там собрался действительно звёздный состав: Татьяна Самойлова, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Урбанский. А вот для Василия Ливанова роль геолога Андрея в этом фильме стала первой крупной. И надо же такому случиться, что именно во время этих съёмок Ливанов приобрёл знакомый нам всем тембр голоса. А дело было так. Режиссёр Михаил Калатозов пожелал снять одну из сцен не в студии, а в тайге, несмотря на то, что термометр уверенно показывал -40°С. Рискованные съёмки состоялись. После них пришлось обращаться к доктору, ведь Ливанов потерял голос. Врач прописал молчать две недели. Когда же актёр заговорил снова, то от собственного голоса и след простыл. Вариантов оставалось два: загрустить и отчаяться или сделать хрипотцу своей фишкой. Выбор нам известен.

Многие из перечисленных сцен вошли в кинокартины, ставшие любимыми у десятков тысяч зрителей, однако некоторые, к большому сожалению, так и остались за кадром. «Стоит ли рисковать ради искусства?» — вопрос скорее риторический. Но хотелось бы, чтобы на большие экраны выходило больше таких фильмов, после которых мы восклицали «как интересно получилось» и «хочу пересмотреть через год».

Автор: Дарья Капкова

Добавить комментарий