Мария Рязанцева

0

«Пока я молода, готова играть всё»


Мария, ты родилась в крохотном Холмске на острове Сахалин. Правда ли, что в провинции гораздо меньше шансов проявить себя в творчестве и как тебе это удалось?

Думаю, что нужно очень сильное желание и немного таланта. Если человек действительно хочет в творчестве развиваться, расти и быть замеченным, его ничто не остановит. Уверена, что в провинции «засветиться» проще, чем в городе-миллионнике. Я очень этого хотела, поэтому меня часто показывали по местному телевидению, и почти весь город меня знал как юную певицу и актрису. Конечно, направлений творчества в маленьких городах сравнительно мало. Например, степ, которым я сейчас профессионально занимаюсь в Петербурге, на Сахалине, насколько я знаю, не преподаётся. Но тогда мне было достаточно вокала, хореографии и народного театра.

Ещё на Дальнем Востоке ты решила покорять Санкт-Петербург, а не Москву. Почему выбрала именно культурную столицу? Сейчас часто видишься с родными, оставшимися в Холмске?

Даже никогда не задумывалась о Москве, она для меня всегда была какой-то чужой. Так и до сих пор, если приезжаю туда по делам, то чувствую, что не мой город, не мой ритм жизни, даже дышится там тяжело. А Петербург — родной, я ведь ехала за культурной жизнью в культурную столицу. Сейчас это мой дом.

Родных с Сахалина вижу не часто, к сожалению, раз в год-два, даже приезд на остров стала называть отпуском. Уже родители стали ездить ко мне чаще, чем я к ним.

Мечтая о профессии театрального режиссёра, ты поступила в Санкт-Петербургский университет профсоюзов. Успешно училась, однако педагог на третьем курсе посоветовал перевестись на актёрское. Чем было обусловлено его решение, как ты его восприняла поначалу и что думаешь об этом сейчас?

Интересный вопрос! До университета я думала, что актёр — это только пешка, а мне хотелось быть главной и этими пешками управлять. И когда мастер вдруг на третьем курсе сказал: «Да зачем тебе нужна эта режиссура?», конечно, мне было обидно. А ещё тяжело было признаться себе, что я всегда больше хотела быть на сцене, и режиссура меня в 19 лет не очень-то интересует, не доросла ещё. Хорошо, что тогда у меня с актёрской профессией случилась любовь, и я сделала правильный выбор.

Ещё ты отучилась на педагога, преподаешь в детской театральной студии. Как пришло понимание, что это твоё?

Так вышло, что к моменту получения диплома педагога у меня уже был огромный опыт работы с детьми в качестве вожатой в детском лагере. Педагогика — это очень тяжело, но когда ученики делают успехи, когда у них получается что-то новое и для них это чудо, понимаю, ради чего всё это. Ради таких моментов я и преподаю.

Мне кажется, каждый педагог выстраивает и курс, и урок по-своему — есть в этом некоторая свобода творчества. Чему на занятиях уделяешь особое внимание ты?

Мне всегда везло с педагогами, у каждого была своя фишечка, а я старалась впитывать всё лучшее, чтобы применять это сейчас. Так как все дети у меня дошкольного возраста, от четырёх до семи лет, то не ставлю задачу сделать из них актёров. Лишь хочу помочь им гармонично развиться и социализироваться, поэтому и тренинги для них выбираю очень простые. Особое внимание уделяю речи и координации, почему-то для современных детей это самые проблемные зоны развития.

Ты уже успела сыграть в кино. Что дал тебе этот опыт?

Мир кино для меня неоднозначен, я пока не успела его разгадать. Играла лишь в небольших эпизодах в сериалах, в основном жертв или несчастных девушек. Это сериалы «Великолепная пятерка», «Свои», «Февральская сирень». Не всегда съёмочные смены были для меня приятными. Это тяжёлые условия, многочасовые ожидания входа в кадр, на одном из проектов нас не кормили двенадцать часов. Но я тогда не выбирала, где сниматься, и шла, куда возьмут. Новый опыт однозначно был полезным, в первую очередь это совершенно другая подача и специфика актёрского существования.

11 февраля вышла твоя первая большая работа в иммерсивном шоу «Во имя любви» режиссёра Дмитрия Мамонова. Расскажи о своей героине, какая она? Чувствуешь ли с ней сходство?

В нашем шоу все актёры играют сразу несколько ролей, я расскажу о своей любимой. Моя главная героиня Мария — это я несколько лет назад. Такая же робкая, ранимая и, конечно, влюблённая. Именно эта чистота и притягательна в персонаже, а её чувства к Дане настолько искренни, что ни у кого не остаётся сомнений — настоящая любовь существует. Очень люблю таких героинь, хоть и говорят, что играть злодеев интереснее, но мне больше хочется нести свет в наш мир.

Зрители видят верхушку айсберга — спектакль и, как правило, не учитывают, что «под водой» скрывается тщательная, скрупулёзная работа. Как шли репетиции и как велась самостоятельная подготовка?

Как сказал великий Эфрос, «репетиция — любовь моя», и в моём случае это действительно так. Задача стояла непростая: сделать качественный спектакль в сжатые сроки, поэтому мои мысли и сны всё время были заняты сценами. В новинку для меня была работа с потрясающими хореографами, очень многому научилась у Артёма Колмогорова и Валерии Соул. Я никогда не танцевала high heels, счастлива, что выпала такая возможность. Вообще, после выпуска из вуза очень скучала по процессу создания спектакля, так не хотелось, чтобы репетиции заканчивались, они мне приносили колоссальное удовольствие, поэтому приходила домой и повторяла всё, что мы сделали за день.

У тебя есть знания и в режиссуре, и в актёрском мастерстве. Довольна ли ты работой Дмитрия Мамонова или предлагаешь внести коррективы, что-то изменить?

Мне близок режиссёрский образ мысли Дмитрия. Он не выпячивает своё «я», как это модно сейчас в современной режиссуре, а строит сцены так, чтобы держать темпоритм спектакля. Что касается корректив, у нас было абсолютное взаимопонимание в репетиционном процессе, каждый актёр свободно предлагал свои идеи и решения, а Дмитрий всегда прислушивался, поэтому наш спектакль родился благодаря сотворчеству. Также не могу не отметить филигранную работу нашего режиссёра с пространством — спектакль идёт в необычной театральной локации, Дмитрий использует возможности площадки по максимуму, от этого смотреть интересно.

У любого актера, а уж тем более начинающего, есть роли, которые он мечтает сыграть. У тебя есть такие?

Ха! У меня есть роли, которые я обязательно хочу сыграть в старости. Это Ма-Мурэ из одноименной пьесы Жана Сармана и Бабушка из комедии Алехандро Касона «Деревья умирают стоя». Вот если этого в старости не сыграю — вся актёрская карьера коту под хвост. А пока я молода, готова играть всё.

Какой совет ты бы дала той девочке, сидящей на чемоданах на острове Сахалин несколько лет назад?

Верить в себя. Тогда я думала, что недостаточно умна, недостаточно талантлива и ещё многого во мне нет, чтобы чего-то достичь. Я даже боялась мечтать о чём-то высоком, постоянно говорила: «Это не для меня». Так нельзя! Да, звучит пафосно, но это мой себе совет в прошлое от чистого сердца: верить в себя.

Добавить комментарий