Арина Гребенщикова

0

«Я за хулиганство в творчестве»


Арина, тебя, бесспорно, можно назвать харизматичной личностью. Ты от природы такая или постепенно развивала это качество?

Я думаю, что личность — это человек, через труд постигающий свой опыт, приводящий к одиночеству, которое является его счастьем и развитием. И поэтому понятие «харизматичная личность» это, наверное, неправильная характеристика. Я считаю, что мы все проводники. И проводники совершенно разных энергий. Я за позитивные, светлые, чистые энергии. Для этого нужно взращивать в себе нравственные основы, читать и перечитывать добрые книги, в том числе классику, например, «Евгения Онегина». Только так можно взрастить ту личность, которая будет мотивировать других людей на развитие, на смелые, яркие поступки.

Плюс основа личности – это, конечно, воспитание, труд и стержень. Моя мама — художник, и она воспитывала меня на живописи Ван Гога, Моне, импрессионистов в основном, и учила с детства рисовать большими мазками. Поскольку рисовала я очень плохо, чтобы как-то спасти аккуратность, рисовала мазками. Благодаря этому у меня развивалось оригинальное мышление, оно заложено во мне. И я всегда выбираю какое-то «или». Если есть «А» и «В» — я выберу «С». Всегда.

В десятом классе ты самостоятельно поставила поэтический спектакль по творчеству Марины Цветаевой. Премьера прошла в ивановском Музее промышленности и искусства, в Белом, торжественном, зале. Тебя поддержали или, напротив, отнеслись к работе настороженно?

Это был первый самостоятельный опыт, прекрасный. Меня очень поддерживали ребята из ивановского колледжа культуры, ивановского музыкального училища. Они даже приходили на репетиции в воскресенье в девять утра. И это то прекрасное время, когда ты ещё не знаешь никакой системы, и перед тобой открываются двери, тебе бесплатно дают репетировать на очень хороших сценах. Когда прошла премьера в Бурылинском музее, очень поддержала местная телерадиокомпания, журналисты взяли интервью. Для меня это было абсолютно чистое, светлое желание перенять эстафету театра Регины Гринберг, который был в Иванове, или, как впоследствии узнала, у театра на Таганке, так как наша постановка по форме была похожа на их спектакли. И я до сих пор хочу возвращаться к этой теме и, наверное, развить уже историю про другого поэта, а может быть, выступить уже со своими стихами и стихами современных авторов.

В то же время ты много читала об искусстве, постоянно смотрела кино, спектакли, усердно готовилась к поступлению в Ярославский театральный институт. Конечно же, поступила, но затем перевелась в Литературный институт имени Горького в Москве. Почему?

Поехала учиться в Литературный институт имени Горького, так как понимала, что Ярославский театральный институт не даст того выражения, которое я ищу как музыкант. После обучения в Ярославле я бы, наверное, пошла по стезе актёра драматического театра, а мне хотелось больше авторской истории. Сколько себя помню, хотела жить именно в столице, и могу сказать, что с выбором не ошиблась. Действительно, Ярославль и Москва — это два разных города, две разных энергетики. По темпоритму, скорости мне ближе Москва. Здесь находятся мой любимый МХТ имени Чехова, театр Вахтангова, прекрасный джазовый клуб Алексея Козлова. Здесь энергетика цветаевская, пушкинская, есенинская…

Мне захотелось учиться и в Литинституте, чтобы соединить актёрскую профессию и поэтическое ремесло, обрести свободу самовыражения в музыке. Именно хотелось понять, кто такой исполнитель песен, научиться музыкально выражать слово.

Но я очень благодарна ярославскому институту, моим педагогам Татьяне Николаевне и Сергею Филипповичу Куценко. Это прекрасные люди, которые дали основы эстетики, этики, воспитания. Когда хочешь себя реализовать в жизни, эти законы являются основным двигателем в развитии и достижении целей.

Сейчас ты заканчиваешь обучение в Литературном институте имени Горького в Москве. Чему тебя здесь научили педагоги?

Прежде всего, они расширяли наш кругозор, ведь научить писать стихи и прозу невозможно. В Литературном институте у каждого педагога есть своя история, и они, безусловно, личности. Мой мастер Виктор Альфредович Куллэ — поэт, первый в России защитил диссертацию, посвященную творчеству Иосифа Бродского «Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России». Прекрасный сценарист, документалист. Его фильмы о поэтах идут на канале «Культура». Виктор Альфредович учит, как он говорит, «структурировать хаос». Пушкин писал, что самое главное — это чувство меры. Знать чувство меры, добиваться гармонии, ощущать её, уметь выбирать главное, и это возможно, когда отсекаешь лишнее, избавляешься от штампов, привычек, желания присвоить себе что-то.

Стоит отметить, что в этом году наше здание отреставрировали, теперь это красивый особняк, и там кипит жизнь. У нас несколько отделений: проза, поэзия, переводческая деятельность, драматургия. И ты запросто, учась на поэзии, можешь попасть на семинар по драматургии или прозе. Ты в какой-то момент можешь осознать, что у тебя другой вектор, и это поймут и примут. И всегда здесь приветствуется мнение человека и его смелые, оригинальные решения.

Не один год ты занята в Московском театре поэтов Влада Маленко. Его взгляды, идеи всегда поддерживаешь или приходилось дискутировать об искусстве?

Я очень уважаю Влада за его смелость продолжать традиции золотой Таганки. И вообще это огромный шаг вперёд — создание московского театра поэтов. Ведь, по сути, это утопия. Как нам кажется, поэты как личности свободны и независимы, их сложно собрать в одном пространстве и заставить что-то делать сообща. Однако у Влада это получилось. Актёры, поэты собираются и творят своё движение, делают смелые, решительные шаги. Это очень сильная история. Мне посчастливилось попасть туда 9 мая, в День Победы. Я никогда не забуду, как в бешеную грозу, проливной дождь очутилась в маленьком пряничном домике Есенин-центра, где меня тут же согрели, и я почувствовала абсолютно родное ощущение дома. Это театр-дом, там близкие, свои люди, и ты знаешь, что в любой момент можешь позвонить актёрам, тебя поддержат.

Считается, что у каждого поэта есть свой гул, некая своя Вселенная. Далеко не каждый может увидеть её. И вот задача артиста — суметь спроецировать, прочувствовать Вселенную поэта и суметь донести до слушателя этот гул, стать проводником. Ребята умеют это делать. И важно ещё отметить, что они же делают фестиваль «Филатов Фест», который помогает молодым авторам поверить в себя, заявить о себе, своём творчестве, реализоваться. Очень важно любому человеку внушить веру в себя. Я с радостью могу сказать, что являюсь частью команды театра поэтов и что нас связывает тесная дружба. Но в творчестве у меня есть своя линия, которая является основной, и нужно пространство для личного самовыражения.

У вас с коллегами по театральному цеху много творческих проектов, спектаклей, выступлений. Какие из них, на твой взгляд, самые яркие?

Очень интересный проект готовится в МХТ имени Чехова с артистом Иваном Дергачевым. Это авторский спектакль по маскам комедии дель арте — Труффальдино, Доктор, Панталоне… И было очень интересно изучать историю итальянских масок. Углубившись в тему, нашла словосочетание, с которым теперь живу: «веселая душа». Сущностью комедии дель арте была «l’anima allegre» («радостная душа»).

Основной для меня сейчас проект — клип на мою песню «Волга». Мы пишем сценарий с выпускником ВГИКа Корнеем Ратиевым и планируем к лету отснять эту историю. Съёмки будут в Москве и Ярославле с командой ВГИКа. В записи трека будут участвовать музыканты джазового клуба Алексея Козлова.

У меня есть мечта — чаще сотрудничать с музыкантами этого клуба. Есть прекрасный мультиинструменталист, композитор, автор Антон Котиков. У него джазовое трио, и в клубе Козлова он даёт концерты. Антон очень тонко чувствует поэзию, и я имею счастье часто выступать с ним в общих программах. Очень хотела бы сделать поэтический спектакль с его музыкой.

Работать с джазовыми музыкантами, сочетать поэзию и джаз – это мне очень близко. И мы пытаемся делать такие истории. Недавно в Есенин-центре прошел концерт «Поэзия и джаз» где я исполнила свои песни в аранжировке музыкантов. Там же удалось прочитать стихотворения, причем именно сымпровизировать. Музыканты ассоциируются с художниками-импрессионистами, они сразу ловят настроение, энергетику и могут воплотить историю «здесь и сейчас», возникает даже некая иммерсивная история.

Отмечу, что выступаю под псевдонимом «Арина Гребенщикова». Это не связано с творческой деятельностью известного музыканта. Гребенщикова — девичья фамилия моей мамы.

С четырёх лет ты пишешь стихи, с десяти — музыку. Пожалуй, самая необычная твоя композиция написана на несуществующем языке. Как ты её придумывала, какой смысл хотела вложить и, главное, удалось ли это?

Посчастливилось работать с Ольгой Кормухиной над её проектом «Новые имена» где она собрала поэтов и музыкантов, пишущих песни, в ДК Горбунова. Открывая концерт, она сказала: «Искусство делают хулиганы». Это моё кредо тоже. Песня на несуществующем языке — это такое хорошее, доброе хулиганство. Она о настоящей любви, каждый это почувствует сам. По легенде, её написал японский монах.

Как человек искусства, ты придерживаешься следующего правила: зачем писать в стол, если можно делиться творчеством со зрителями. Летом ты представила свою композицию «Волга» на Всероссийском фестивале «Льняная палитра» в Плесе. Чем запомнилось выступление?

Прежде всего коллекцией Вячеслава Зайцева. Моя бабушка работала в ивановском доме моделей и всегда рассказывала, как приезжал Зайцев и делился рецептом супа из плавленых сырков. И все за ним записывали. На фестивале я увидела мастера и осталась под очень сильным впечатлением, как будто меня кипятком обожгло. Было важно выступить перед ним. Почувствовать главное — касание души. Запомнились интересные модели, которые выходили на подиум, необычные образы, закат алый-алый над Волгой. И настроение — радостное, уютное, горячее, особенное.

А тебе близка фестивальная культура? Как думаешь, где проще знакомить публику со своим творчеством — на фестивалях, в камерных залах или на больших концертных площадках?

Мой друг, музыкальный продюсер, писатель Александр Кушнир недавно в своем интервью сказал: «Главное — партизанский маркетинг. Это неограниченное количество концертов везде и по любому поводу, бесплатно, за деньги, на маленьких интернет-порталах… Неважно как, но увеличивать своё присутствие в реальном пространстве и интернете». Я думаю, что не стоит жалеть себя, наоборот, стоит по максимуму отдаваться настоящим радостным творческим проектам. Слушать интуицию.

Для тебя важна ещё и память о любимых исполнителях и музыкантах. Однажды ты взяла на себя смелость спеть песни Владимира Высоцкого в Театре на Таганке. Как прошло выступление? Сильно волновалась?

Это было не совсем так. Мы выступали в театре «Содружество актеров Таганки» на дне рождения артиста Владимира Завикторина. Мы командой московского театра поэтов исполняли пародии и песни. Одна из них — «Долго ль мне бродить по свету то с коляской, то верхом…». Её исполнял Высоцкий вместе с Золотухиным в Театре на Таганке. Интересно, что ещё в Иванове мне посчастливилось участвовать в конкурсе, посвященном творчеству Владимира Высоцкого. Тогда, в 17 лет, я читала стихотворение «Певец у микрофона».

Владимир Высоцкий — артист, которому посвящено одно из моих первых стихотворений «Прерванный полет». И вот как раз на репетициях в МХТ имени Чехова оно неожиданно прозвучало. Не знаю, как пойдет работа дальше и что окажется в финальной версии спектакля, но, по крайней мере, стихотворение я прочла, и оно оказалось органичным.

Высоцкий — один из моих самых любимых артистов. Даже посчастливилось взять интервью у Сергея Жильцова, который изучает творчество Высоцкого. Что мне именно близко? Конечно же, цыганская линия: страсть, энергия, свобода, нерв, огонь. И, конечно, этими «конями» нужно уметь управлять. И этому надо учиться.

Недавно твой голос можно было услышать в программе Лазаря Виноградского Sound Serfing на радиостанции «Серебряный дождь». Там ты читала стихи под винил. Как родился этот проект и насколько тебе, любителю джаза, блюза и рока, было легко в нем участвовать?

В день рождения организовали музыкальный концерт на одной московской арт-площадке, там выступали вместе с Антоном Котиковым, я исполнила свои песни. После концерта ко мне подошёл Лазарь Виноградский, дал свою визитку и пригласил к нему на эфир на радиостанции «Серебряный дождь». После этого он поделился со мной музыкальной подборкой виниловых пластинок. Там было 22 разноплановых трека, в основном из французского кино, все их прослушала, я должна была понять, какие мои стихотворения под какую музыку будет органично читать.

Я сделала подборку, принесла Лазарю, мы её утвердили, договорились о дате и дали эфир вместе. Почти час я читала стихотворения под винил. Мы повторили эту программу и, надеюсь, ещё повторим, потому что, на мой взгляд, это очень хорошая форма, стильная, и эта музыка действительно мне близка. Лазарь, я считаю, гуру в плане музыкального вкуса. У него очень сильная коллекция и очень крутые эфиры.

Работа с Лазарем этим не ограничилась. Ты приняла его предложение стать арт-директором площадки Love&Music. Какие проекты уже выпустила в свет, а что планируется под Новый год? Успеваешь ли совмещать такую серьезную работу с творчеством?

Площадка очень интересная, там устраиваются диджей-сеты, проигрывается виниловая коллекция Лазаря, под которую можно танцевать, проходят лекции о музыке, кинопитчинги. Я поняла, что здесь хорошо будет профессионалам в сфере кино устраивать презентации своих фильмов.

Арт-директор — интересная должность. Ты придумываешь творческие проекты, собираешь людей, привлекаешь их к творчеству, вы вместе креативите. Классный опыт. Но сейчас я не могу совмещать и эту деятельность, и свою личную, как «свободного художника». Я хочу реализовать себя через музыку, записать альбом с хорошими музыкантами. У меня есть возможность заниматься народным вокалом в хоре, мы учим грузинские, цыганские, русские песни. Плюс я оканчиваю институт, скоро предстоит защищать диплом. Есть актёрская и близкая к ней деятельность — чтение стихотворений, участие в поэтических спектаклях, авторская музыка, сочинение авторских спектаклей, написание киносценариев, сотрудничество с джазовыми музыкантами. Поэтому я приняла нелёгкое для себя решение: уйти с должности арт-директора после Нового года.

Дай совет, как выбрать профессию и не ошибиться.

Слушать сердце. Не поддаваться манипуляциям, уметь говорить «нет» если чувствуешь, что не твоё. Важно не терять свежий взгляд, уметь удивляться и не бояться начать всё сначала, а главное — держать скорость. И ещё я хочу, чтобы творчество мотивировало на оригинальные, добрые поступки, чтобы зрители вдохновлялись. Я за порыв к смелости, за хулиганство в творчестве. Поэтому тэглайном нашего клипа про Волгу является фраза: «Волга, я теряю смелость».

Добавить комментарий