Алексей Елистратов
«Даже если в зале будет два человека, но они будут смотреть, слушать, заглядывать в сердце и душу, улыбаться, то я выйду, «включу» зрителей в свою жизнь, планету, атмосферу и тональность»
Алексей, вы приехали в Москву из родного Орска поступать в Музыкальное училище имени Гнесиных, но затем остановили свой выбор на эстрадно-цирковом училище. Почему передумали?
Я фаталист и абсолютно убеждён в том, что многие значимые вещи предначертаны, и мы не можем их изменить. Так, я не выбирал учиться в эстрадном цирковом училище. В неполные 15 лет приехал поступать уже подготовленным в плане информации. Сегодня её легко найти, есть сайты, соцсети и, соответственно, быстрое общение между людьми. В то время информацию нужно было добыть. Лет с десяти я фактически доставал гастролирующих в Орске артистов. Приходил к ним на концерты, за кулисы, добивался встречи с Кларой Новиковой, Жанной Агузаровой. В шестом классе написал письма во все интересующие меня вузы СССР, попросил обозначить требования к абитуриентам. Ответные письма пришли отовсюду спустя пару недель, месяц. Благодаря этому я смог понять, куда могу поступить, а куда нет.
Надо сказать, что я окончил музыкальную школу по классу «Хоровое дирижерское отделение», поэтому после девятого класса поехал в Москву в колледж имени Гнесиных, хотел поступить на отделение «Эстрадный речевой музыкальный жанр». Абсолютно легко прошел все три тура, затем коллоквиум — всё сдал на пятерки. Когда нужно было писать диктант, особо не переживал, так как русский язык и литература были моими любимыми предметами, и я никак не мог получить двойку, даже если бы очень старался. Но, как оказалось, диктант написал именно на двойку. Только спустя время узнал от педагогов, что это случилось не по моей вине. В последний момент на моё место привели «блатного» мальчика, а меня убрали.
Для меня это была большая трагедия, но слава Богу, что всё произошло именно так, а не иначе. Если бы я поступил в колледж имени Гнесиных, я бы не поступил на следующий год в эстрадное цирковое училище и не попал к педагогу Якову Дмитриевичу Покрассу, сыну великого композитора, одного из четырёх братьев Покрасс. И я очень счастлив, что, в отличие от однокурсников, мне удалось учиться у педагога дома, рядом со станцией метро «Красносельская». На этом сталинском огромном доме сейчас висит мемориальная табличка, что здесь жил и работал великий композитор Дмитрий Яковлевич Покрасс. Попадая в квартиру, оказывался совершенно в другом мире, иной эпохе. Меня встречала вдова композитора Анастасия Степановна. В свои годы она всегда была при маникюре, с волосами чуть фиолетового оттенка, с укладкой. Анастасия Степановна меня встречала, прежде чем я начинал заниматься, сажала за стол и, как заботливая мама или бабушка, поила чаем, спрашивала, как дела, отогревала душевно. А занимался я в комнате с роялем, за которым были написаны великие произведения. В комнате на каждой стене под стеклом висели фотографии с автографами и словами благодарности Леонида Утесова, Майи Кристалинской, Анны Герман, Иосифа Кобзона, Юрия Гагарина.
Уже на первом курсе я подготовил выпускной номер — музыкальную пародию «Пионер». В образе пионера рассказывал о своей учебе, педагогах, соучениках. Они говорили и пели голосами звёзд советской эстрады: Лаймы Вайкуле, Аллы Пугачёвой, Людмилы Гурченко, Марии Распутиной. С этим номером потом стал лауреатом международного конкурса имени Аркадия Райкина «Море смеха» в Риге. Там же познакомился с набиравшей популярность группой «Чай вдвоем», с тех пор мы очень дружим.
С номером «Пионер» я показывался на сцене Московского театра эстрады Борису Сергеевичу Брунову, моему будущему педагогу в Российской академии театрального искусства. По словам Бориса Сергеевича, выступление было слабовато. Тогда я выступил с номером музыкальных пародий «Сказка», её героями были звёзды эстрады. Номер оценили по достоинству.
С номером «Сказка» Евгений Петросян вас пригласил в «Смехопанораму». Сложилось сотрудничество?
С Евгением Вагановичем мы познакомились во время прослушивания, и уже тогда не нашли общий язык. Тем не менее, артист пригласил меня на съёмку. Конечно, я поехал, думал, что отнесётся по-отечески к молодому пародисту. К сожалению, этого не случилось. По отношению ко мне, кажется, Евгений Ваганович поступил некорректно. Я показывал двадцатиминутный номер «Сказка». Буратино (Владимир Пресняков) искал себе невесту и встречался со Снегурочкой, Дюймовочкой, Бабой Ягой, Хозяйкой медной горы. Голос и пластика каждого героя были как у звёзд эстрады. Конечно, речь не шла о тончайшем воспроизведении вокала, скорее это были акварельные наброски, но все понимали, о ком в данный момент идёт речь.
В этом номере, конечно, очень важна концепция. Однако Евгений Ваганович взял только одну музыкальную пародию, на Машу Распутину, а перед этим сказал примерно следующее: «Я не понимаю этого артиста, может быть, вы найдёте в нём прелесть? Но мне это не нравится». Вот таким, к сожалению, запомнилось это сотрудничество.
Вы стремительно стали развиваться и как актёр. Съёмки в фильме «Мелкий бес» Николая Досталя случились ещё во время учебы. Чем они запомнились?
Во-первых, замечательным актёрским ансамблем, в фильме играли Лена Майорова, Татьяна Кравченко, сестры Полина и Ксения Кутеповы, Агриппина Стеклова, Сергей Тарамаев, Ирина Розанова.
Во-вторых, серьёзностью предложения. Киностудия «Мосфильм», режиссёр с именем, роман Фёдора Сологуба, одна из главных ролей… Меня утверждали месяца три или четыре, делали фото- и кинопробы.
В-третьих, удивительностью предложения. Иногда ты не понимаешь — тебе достался счастливый билет. Просто нужно сказать спасибо этому случаю, всевышнему, Вселенной за то, что сложились обстоятельства именно так. И ты был к этому готов. Ты никогда не должен терять форму, надежду, счастье и блеск в глазах, любовь к этому миру. Если что-то из этого потерял, то счастливый случай может повернуться к тебе спиной и пройти мимо. Такое тоже бывает.
Помню, как после премьеры в Доме кино на ступеньках у главного входа мы стояли с Леной Майоровой и она сказала: «Это будет твоя визитная карточка в кино». Я тогда не понимал, что она имеет в виду. Только через годы осознал, что могу гордиться этим фильмом и благодарить каждого, кто имел отношение к съёмочному процессу.
На этом ваша карьера в кино не завершилась. Какие проекты считаете самыми лучшими?
Я работал с Юрием Викторовичем Карой в фильме «Интересный мужчина», за кадром пел романсы. В телесериале «Будем знакомы» исполнил впервые свои песни. Благодаря этому проекту познакомился с группой «Стрелки», мы дружим, часто встречаемся на гастролях в рамках проектов «Дискотека 90-х» и «Супердискотека 90-х». Сыграл в телесериале «Клубничка», первом ситкоме с закадровым смехом, с величайшими актерами нашего времени: Галиной Польских, Александром Демьяненко, Натальей Крачковской. Такой огромный ансамбль — счастье для любого молодого актёра. Снялся вместе с Игорем Скляром в эпизоде фильма «Дети понедельника» Аллы Суриковой и с Никитой Джигурдой в фильме «Любить по-русски-2» Евгения Матвеева. Последние съёмки были в тюрьме.
Вы озвучиваете разных персонажей в кино, в том числе российском. Какая работа была самой сложной?
Наверное, все-таки «Триумф» — российский фильм режиссёра Олега Погодина. Тогда я полностью погрузился в дубляж, это был сложнейший и интереснейший опыт. К тому же начинал снимать картину один режиссёр, а заканчивал другой, когда уже всё было снято. И поскольку Олегу Погодину были нужны другие концепция, слова, поворот событий, драматургия, полностью переписывался сценарий. И вот представьте: крупный план актёра, видны глаза, губы, нос. И мой герой, допустим, говорит фразу: «А будь добра, пожалуйста, дай мне вот эту метлу или тарелку, или линейку». А я, попадая в характер, должен сказать: «Будь добра, давай мы сегодня с тобой никуда не пойдем» или «Послушай, я не хочу, чтобы мы сегодня с тобой куда-то пошли». А на словах «пошёл бы ты вон» говорил: «Я тебя очень люблю». Это было очень сложно именно из-за крупных планов. Также в «Триумфе» я озвучивал большой закадровый текст. Это всё было очень интересно! И я рад, что имел отношение к проекту.
Вы дублировали многие иностранные фильмы, например, озвучивали Фродо Бэггинса во «Властелине колец» и Гарри Поттера в первой части франшизы. Почему не стали работать над этими проектами и дальше?
Я должен был озвучивать и последующие части этих фильмов, их делал один режиссёр на киностудии «Мосфильм». Всех устраивала моя работа, много раз мне говорили спасибо, целовали в щеки, относились с большой любовью, вниманием, заботой. Благодаря высококвалифицированной помощи режиссёра процесс дубляжа шёл быстро и легко. Но произошло одно неприятное событие, после которого моя жизнь превратилась в ад. На одном из интервью меня спросили: «Скажите, Алексей, как долго вы работали в студии, дублируя Гарри Поттера?». Я на голубом глазу, абсолютно не думая, что делаю что-то неправильное, непотребное, сказал: «Пять часов. За пять часов я записал Гарри Поттера». Как оказалось позже, эта информация была коммерческой тайной, и озвучивать её было нельзя, потому что режиссёр выписал на меня не пять часов, а 55. А это другие деньги. Меня занесли в чёрные списки, я потерял интереснейшую работу. Доводы, которые я приводил, были неважны. Но и сейчас убежден, что моей вины в сложившейся ситуации нет. Я артист, который учится на своих ошибках. Мне никто никогда не подсказывал нюансов, деталей, никто не объяснял, что допустимо, а что нет. Сегодня я знаю, что об определённых вещах не разговаривают, и сейчас, конечно, не отвечу ни на один вопрос, который касается финансов, сроков, информации, которую нельзя выдавать.
Во время дубляжа вы стараетесь копировать интонацию и манеру артиста или вносите что-то своё?
В любом случае есть природа голоса, природа человеческая, моя индивидуальная природа. Когда супервайзеры делают выбор, чётко и строго следят за процессом записи, за каждой буквой, которая рождается в студии, а это происходит именно так на больших западных проектах, всё равно легко. Ведь твой голос изначально либо нравится, либо нет и он обязательно должен ложиться на твоего героя. Единственное, я мог чуть выше или ниже говорить, или совсем высоко, на грудном, головном регистре. Мог дать эмоциональный окрас герою. Это всё, конечно, рождается в студии и при необходимости корректируется режиссёром и супервайзером.
Фильмы, в которых вы озвучивали персонажей, вы смотрели до работы над ними или после? Всегда ли были довольны или хотелось после просмотра что-то сделать по-другому?
Многие фильмы смотрел, конечно, после. А некоторые, например, «Сумерки» и «Пилу» не смотрел вообще. Друзья иногда узнают мой голос, спрашивают, моя ли это работа. Признаюсь.
До работы посмотреть кино нельзя. Ты приходишь в студию, и режиссёр за стеклом говорит: «Леш, это твой герой. Он очень смелый и очень влюблен. Он боится потерять отца, но и любит свою девушку. Тебе нужно весь фильм держать золотую середину, чтобы и отца не потерять, и сохранить отношения. И в конце концов, твой герой идёт на убийство. А ещё он немного заикается или шепелявит». Этот образ диктует актёр, который уже сыграл до тебя эту роль. Плюс в каждой сцене есть свои нюансы, и режиссёр, зная, в отличие от актёра, о чём идёт речь, говорит: «Леш, вот здесь, посмотри, твой герой падает, ему очень больно, но он не выдаёт своих эмоций». Именно в эти моменты ты понимаешь, что требуется.
Бывало, что смотрел премьеры в кинотеатрах, и тогда считал, что переговорил бы отдельные фразы или даже буквы. Но, к сожалению, уже нельзя, есть конечный результат и ты вместе со зрителями его смотришь. Публика, что интересно, на эти нюансы внимания не обращает, ей важно посмотреть фильм целиком.
Вы записывали аудиокниги. Расскажите об этом опыте.
Первым я записал «Крысолова» Александра Грина. Как известно, он был нумерологом и мистификатором. Его произведения сложны, витиеваты, длинны. Одно предложение может длиться две с лишним минуты. И нужно мало того, что понимать, о чём писатель пытается сказать — нужно ещё правильно расставить акценты. Затем я озвучивал сразу 15 персонажей сказки разными голосами. Важно, что мой голос утвердила сама автор, её голос был решающим и, конечно, мне было очень приятно, что выбор пал на мой голос.
У актёров есть роли, которые они обязательно хотели бы сыграть или озвучить. А у вас есть такие персонажи?
Да, есть, и их огромное количество. Я бы с удовольствием сыграл Алёшу Карамазова из «Братьев Карамазовых», Раскольникова из «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского, Обломова из одноимённого романа Ивана Гончарова. Уверен, что это было бы интересно как минимум мне, и, надеюсь, что и другим. Дориана Грея я бы с удовольствием озвучил.
С девяностых годов вы стали солистом группы Revolvers. Почему решили попробовать себя в этом?
Я выходил на сцену с музыкальными пародиями, в том числе на международном конкурсе «Море смеха», в «Юморине» (мой номер шёл перед выступлением Георгия Вицина), но никогда не хотел на этом останавливаться. Всегда мечтал найти среди десятка великолепных, блистательных голосов свой тембр, свою индивидуальность, себя. И когда пригласили на кастинг в молодую группу, пришёл и совершенно легко обаял, заставил полюбить себя. Тогда я к этому был готов, на тот момент уже записал два альбома.
У вас довольно насыщенная творческая жизнь: вы поёте на больших концертных площадках, вас приглашают на корпоративы. А где нравится выступать больше?
Везде нравится. Меня недавно спросили: «Леш, у тебя недавно был концерт в Ледовом дворце, ты выступал для 17 тысяч человек, и они все пели вместе с тобой. А на следующий день ты работал в зале, где сидели 35 человек. Не облом для тебя это?». Даже если в зале будет два человека, но они будут смотреть, слушать, заглядывать в сердце и душу, улыбаться, то я выйду, «включу» зрителей в свою жизнь, планету, атмосферу и тональность. У меня для этого есть все знания, все рычаги.
Мне комфортно на любой площадке, даже в центре манежа, поскольку я цирковой человек, и я ни одного зрителя не обделю вниманием. Главное для меня сегодня — это техническая возможность спеть. Поскольку я пою всегда живьём, не под фонограмму, для меня архиважно, чтобы я хорошо слышал «минус». Исключение — съёмки, где требования жёсткие, и ты не имеешь права диктовать свои условия, так как не можешь подвести команду и твоя песня должна прозвучать чётко.
Мне недавно задали вопрос: «Леш, ты много-много лет поёшь хиты. Тебе не надоело?». Я говорю: «Ребята, я же не пою под фонограмму, которая была записана много лет назад. Я выхожу и пою ту же песню «Котёнок» с разным настроением и самочувствием. Общаюсь с публикой, обмениваюсь эмоциями. Поэтому нет ни одного похожего концерта, песни. И не бывает скучно».
Вас часто можно увидеть на сборных концертах, например, в декабре вы выступали в Санкт-Петербурге на «Супердискотеке 90-х». Какие плюсы и минусы таких мероприятий вы можете назвать?
Минусов нет. Сборные концерты — большая радость от встреч с артистами, коллективами, с которыми дружишь много лет, это возможность лишний раз увидеться, обняться, поцеловаться. Это всегда позитивное общение, суперпрофессиональная организация, ювелирная работа команды, бешеная энергетика зрительного зала. Когда 15 тысяч человек поют вместе с тобой, танцуют, улыбаются, а после пишут приятные сообщения в соцсетях — это огромное счастье.
Алексей, что вам интересно помимо творчества?
Коллекционирую советский фарфор, дореволюционные и постреволюционные старые фотографии, живопись в направлении «соцреализм», до этого собирал предметы чугунного литья. Основное же увлечение — советские плюшевые, опилочные игрушки до 1960-х годов. У меня огромная коллекция. В первый год увлечения появились три медведя, которых другие люди ищут десятилетиями. Это 75-сантиметровые мишки 1960-х годов, которых сажали или в витрину магазина или на капот свадебного автомобиля. Интересно, что я и сам сшил трех медведей Тэдди под руководством мастера, моего друга Татьяны. Больше не смог, так как это тяжёлая, кропотливая, многочасовая работа, особенно процесс набивки соломой, стружкой уже сшитых мишек.
Творческие люди всегда ищут вдохновение. Расскажите, пожалуйста, где черпаете его вы?
Дома. Люблю животных, у меня семь собак. Люблю природу, поэтому три года назад уехал из Москвы за город. На участке выращиваю березы, липы, сосну, сирень. Мне нравится ухаживать за ними, пересаживать, смотреть, как они растут. У меня есть любимые друзья.
Надо сказать, что все мои собаки с улицы. У каждой тяжелейшая судьба, и у них не было шанса на спасение и счастливый билет, если бы не наша встреча. Сейчас я абсолютно счастлив рядом с ними, рад, что смог помочь. Есть и другие собаки, которым помогаю финансово. И я искренне считаю людей, которые помогают животным, духовными, одухотворёнными и в какой-то степени святыми. Для меня неважно, крестятся ли они, ходят ли в храм, читают ли молитвы — я сам этого не делаю регулярно. Но я знаю, что сердца таких людей добрые и открытые.
Для меня важно ощущать, что, имея определенный статус и заработок, могу помочь более слабым. И здорово, если они после этого могут стать сильными и счастливыми. Я бы очень хотел, чтобы каждый осознал, что может помочь, когда ещё есть силы и возможности для этого. Хотел бы, чтобы люди посмотрели по-другому на себя, жизнь, чувства и сделали правильный выбор.