Александр Муравицкий

0

«Я люблю проекты, в которых есть возможность сыграть сразу несколько ролей. Это всегда для меня азартный воодушевляющий вызов»


Александр, вы учились в восточной гимназии с углублённым изучением китайского. Почему решили поступать на актёрское, а не связать профессию с иностранными языками? Вообще китайский в жизни вам пригодился?

Да, действительно, мне посчастливилось учиться в гимназии № 652. После школы я планировал поступать на дизайн или изо, благодаря, кстати, и внеклассным занятиям по китайской живописи. Актёрское образование было для меня желанным, но казалось, что я недостоин. А вот моя одноклассница поверила в меня больше, чем я сам. Подготовила к поступлению. И вот уже 20 лет я в этой профессии.

Китайский мне пригодился пару раз на гастролях в Пекине и Харбине. Конечно, к тому моменту я почти всё забыл. Но обратился к однокласснику, который там успел поработать, вспомнил с ним базу, с которой уже мог самостоятельно передвигаться по городу.

Вы заняты в спектаклях, активно снимаетесь в кино. А что вам ближе — сцена или камера?

Театр — это живое дыхание. И партнёров, и зрителей. На сцене можно проработать много своих внутренних тревог и проблем, сублимировать в творчество. Кино — сфера, в которой мне ещё предстоит раскрыться. И сцена, конечно, ближе хотя бы потому, что я на неё выхожу примерно от трёх до семи раз в неделю.

Вы снялись в 26 фильмах и сериалах, например, в «Воскресенском». Какие впечатления у вас остались от работы с Юрием Колокольниковым и Антоном Хабаровым?

В свой первый съёмочный день я часа два говорил в актёрском вагончике с Юрием Хабаровым. И получил массу знаний и приятных эмоций. Говорили и о профессии, и о жизни.

С Юрием Колокольниковым играл в одной сцене — незабываемый опыт. Это актёр с очень мощной энергетикой. Сначала я слегка стушевался, но в результате всё сделал достойно. Очень благодарен режиссёру Дмитрию Петруню за доверие.

Пару лет назад вы сыграли экстрасенса в фильме «И снова здравствуйте». Как готовились к этой роли?

С режиссёром Егором Чичкановым учились в одно время в вузе, хорошо общались, поэтому при подготовке (на пробах) и на съёмках было очень комфортно работать. Попробовали разные варианты и сняли небольшой, но забавный эпизод. Всё было легко, с юмором и по-доброму.

Что как актёру кино, вам было бы интересно попробовать? На что вы могли бы пойти ради роли, например, взобраться на Эльбрус или проплыть пару километров в ледяной воде?

Всё зависит от роли, сценария, команды, гонорара и прочих нюансов. Но в целом я люблю экстремальные ощущения, открытия и активный отдых, поэтому думаю, что готов на различные подвиги. Когда что-то подобное случается на съёмках — это здорово. Полежал трупом на холодной земле, а потом к тебе с чаем, тёплой курткой и доброй улыбкой подбегают феи из съёмочной группы… Ну кайф же!

Тем не менее, творческую карьеру вы начали в театре. В 23 года пришли в Театр Поколений, художественным руководителем которого по сей день является сын Зиновия Корогодского Данила. Какие знания и навыки вы приобрели у него?

Был переломный момент, когда я почти отчаялся насчёт театра. Собирался идти в совсем неизвестный интерактивный театр, но мне позвонила однокурсница и предложила пойти на просмотр в Театр Поколений. Просмотра как такового не было — мы постепенно включились в репетиции нового проекта «Пространство инстинкта», посвящённого памяти Зиновия Корогодского. Потом были другие спектакли. И в каждом я открывал в себе новые интересные грани. Там я получил потрясающий опыт работы с иностранными режиссёрами в команде единомышленников и друзей. По-прежнему с благодарностью и любовью вспоминаю этот период.

Спустя три года вы перешли в театр «Балтийский дом», в котором многие постановки носят экспериментальный характер. Как вы относитесь к этому? Что даётся сложно, а что легко?

«Балтийский дом» для меня — это удивительная школа работы с разными режиссёрами. Ты находишься в непрерывном тренинге и получаешь опыт существования в разных жанрах, пробуешь различные театральные языки. Каждый спектакль — непростой внутренний путь с терзаниями, открытиями, сомнениями, победами. Я по-прежнему открыт к экспериментам разного рода. Внутренний вызов — топливо для творчества.

Пожалуй, самыми яркими работами в театре стали «Антитела» Михаила Патласова и «Зощенко, Зощенко, Зощенко, Зощенко» Андрея Прикотенко. Чем вам запомнились эти работы?

Эти спектакли получили главную театральную премию «Золотая маска». Считаю, что были не менее яркие работы и в других спектаклях.

Неонацист из «Антител» действительно одна из любимых ролей. Один из любимых спектаклей. Очень болезненная тема, через которую начинаешь по-другому смотреть на многие вещи: отношения с родителями, выбор призвания, понятия совести, справедливости, любви, потери и прощения.

И потрясающий актёрский ансамбль. С такими актёрами работать в одном проекте — счастье.

И, кстати, именно за актёрский ансамбль награду получил спектакль «Зощенко, Зощенко, Зощенко, Зощенко». На нём я познакомился с Андреем Прикотенко, с которым мечтал поработать. И не зря! Андрей, безусловно, один из самых сильных режиссёров в моей актёрской практике. После выпуска у меня осталась тетрадь с записями, в которую я по сей день периодически заглядываю. На выпуске было и смешно, и грустно, и страшно, и восторженно. Новый навык, приобретённый на спектакле — игра на контрабасе.

Три года вы играли в иммерсивных шоу Мигеля, зрители вас видели в «Безликих», «Вернувшихся», «Письмах», «Превращении». В каком из спектаклей вы больше соприкасались с режиссёром и каково работать с Мигелем?

О-ох! Это отдельная эпоха моей биографии. Я счастлив, что попал в эту команду. В этот особняк. И побывав на последнем шоу как зритель, понял, что три с половиной года был частью театрального чуда. С Мигелем больше всего коммуницировал на «Вернувшихся». Это сумасшедший в лучших смыслах слова артист. Помню, как впервые увидел его танцующего вживую — разучивали танцевальную связку. Я застыл на месте, открыв рот и глаза. Техника, дополненная бешеной энергетикой, творит магию!

Есть роли, которые даются легко, а есть на сопротивление. Над какими из них вам работать интереснее? Расскажите, пожалуйста, на конкретных примерах, как вы создавали образы персонажей.

Честно говоря, не помню ролей на сопротивление. В каждую вкладываю личный опыт. Получая роль, вспоминаю человека из жизни и, если есть возможность, общаюсь с ним. Смотрю фильмы или сцены с похожими ситуациями, читаю литературу, связанную с эпохой. Читаю об авторе, о том, что с ним происходило в период написания произведения. Чаще складываться воедино начинает всё к первым прогонам. Линия персонажа, особенности характера, нюансы, приспособления. То, что было найдено на репетициях, обогащается. Либо от чего-то отказываешься, понимая, что это не работает.

Когда я работал над Перчиком из «Скрипача на крыше», изучил много информации о погромах в Украине того времени. Еврейский акцент слушал в фильмах, просил послушать коллег. И, конечно, благодарен Игорю Борисовичу Скляру, который и по сей день перед спектаклем, повторяя со мной сцену, даёт бесценные советы и делится актёрским и человеческим опытом.

Вы играете на валторне, трубе, тромбоне, гитаре. Отлично поёте. На каких сценических площадках вас можно увидеть как музыканта?

В основном все музыкальные навыки я использую в театре «Балтийский дом». На тромбоне играю в «Зощенко, Зощенко, Зощенко, Зощенко», на трубе — в «Анне Карениной». Пою в «Скрипаче на крыше».

Для жителей и гостей Петербурга вы проводите авторские театральные экскурсии. Расскажите о них подробнее.

Создатель проекта — Илья Тиунов. Он в 2021 году предложил мне проводить экскурсию по «Преступлению и наказанию», сказал: «Ты справишься отлично с образом обаятельного убийцы». Потрясающий опыт. Общение со зрителем глаза в глаза, обретение новых знаний, и главное, тему можно раскрывать бесконечно, добавлять новые интересные факты и самому открывать новые грани своей собственной личности.

Авторская экскурсия — это своеобразное иммерсивное шоу. Чем удивляете гостей и как много места отводится импровизации?

В иммерсивном формате в экскурсии участвуют ещё двое актёров. Персонажи произведения оживают прямо на улицах и набережных. Это сильно обогащает и саму экскурсию, и впечатления зрителей. Экскурсия становится настоящим театральным действием с живыми декорациями.

Когда мы выходим на Сенную и я рассказываю о том, что площадь была настоящим «оплотом нищеты», а «Вяземская лавра» — пристанищем самого маргинального люда того времени, частенько именно такие персоны пытаются что-то сказать, обратить на себя внимание, порой даже сорвать повествование. Но для зрителей, как и для меня, они становятся живым антуражем. Участники экскурсии с интересом и юмором воспринимают такие накладки, порой даже сами прогоняют или вежливо просят провокаторов удалиться.

На экскурсии вы перевоплощаетесь в Евгения из «Медного Всадника», Поприщина из «Записок сумасшедшего», Германа из «Пиковой Дамы», Раскольникова из «Преступления и наказания». Насколько легко вам дались эти образы, кого играть интереснее?

«Безумный Петербург» — новая экскурсия, которую мы с Ильёй отыграли впервые осенью 2022 года. Я люблю проекты, в которых есть возможность сыграть сразу несколько ролей. Это всегда для меня азартный воодушевляющий вызов. Но всё-таки Раскольников мне сейчас интереснее и ближе всего. Вдохновлённый «Преступлением и наказанием», я сейчас работаю над моноспектаклем по этому произведению. Пока дата премьеры неизвестна, но уверен, что в этом году она случится.

Наверняка, на таких динамичных и необычных экскурсиях случаются казусы, непредвиденные ситуации. Как с ними справлялись?

Была ситуация, когда пара подростков отреагировала на пылкий монолог Раскольникова, пытаясь откровенно сорвать действие. Поэтому последние вопросы монолога я обратил, глядя им в глаза. Они опешили и, пытаясь как-то совсем нелепо пошутить, ретировались. Видимо, со шлейфом мыслей. В такие моменты ощущаешь силу и воздействие искусства.

Александр, вы родились в Москве, в два года с мамой переехали в Санкт-Петербург. Не было желания вернуться в столицу и продолжить карьеру там?

Мысли были, конечно. Появляются и сейчас. Если нарисуется достойное предложение, я попробую. Однозначно. Если нет, думаю, поищу возможности нарисовать самостоятельно.

Напоследок. Если бы Санкт-Петербург был человеком, то каким для вас?

Это очень открытый, общительный, дерзкий, влюбчивый, божественно красивый молодой герой в креативной дизайнерской одежде и всегда с зонтом-тростью с рукоятью в виде головы льва. Эрудированный, творческий по всем направлениям, на всю башку, конечно, со всеми прелестями пубертата: революция, гормоны, поиск себя и эксперименты во всех видах удовольствий. Я бы хотел сыграть такого персонажа. Я его люблю!

Добавить комментарий