Сергей Казаков

Казаков

«Театр – это служение, а не работа»


Сергей Владимирович, вы преподаёте в Московском институте театрального искусства. Как изменился подход к обучению актёров за последние годы? Что считаете самым важным в подготовке будущих артистов?

Сергей Владимирович Казаков: За последние годы меняется сам подход к актёрскому образованию. Мне кажется, это очень счастливый момент, что все педагоги молодых актёров, студентов, учат служить театру, а не работать. Вот эта фраза «я служу в театре» давно ушла из нашего понятия в театральном мире. Мне кажется, что сегодняшний педагог и сегодняшнее воспитание молодых актёров именно пытается человека научить служить театру. И если он будет служить театру, тогда у него всё будет хорошо.

Как вы совмещаете работу в театре и преподавание? Чему, помимо мастерства актёра, стараетесь научить своих студентов?

Сергей Владимирович Казаков: Ну, я не просто совмещаю работу актёра, художественного руководителя театра и педагога, мастер курса, я ещё совмещаю много чего, и депутатскую деятельность, и рок-музыку. А кроме того, что я актёр, я ещё и рок-музыкант. У меня замечательная группа «Отец и сын», поэтому всё это во мне сочетается в одном понятии: я арт-артист. И вот этому, именно этому принципу артистизма я обучаю своих студентов: не халтурить, не бегать сшибать деньги, а именно актёрскому творческому отношению к жизни.

Вы создали лабораторию актёрского мастерства «Первая скрипка». В чём её уникальность? Какие проекты, рождённые в лаборатории, вам особенно дороги?

Сергей Владимирович Казаков: Про «Первую скрипку» можно бесконечно говорить, но основное, чем отличается моя актёрская лаборатория от других, это школа, которую я изобрёл на основе школы Рудольфа Штайнера, Михаила Чехова. Ну, конечно, там ещё и Шри Ауробиндо присутствует. Это эзотерическая школа, школа энергетики, которая позволяет любому человеку, повторяю, любому человеку, при определённых технических возможностях, стать талантливым и воздействовать на людей, на зрительный зал.

Как вы оцениваете состояние современного российского театра? Какие тенденции вас радуют, а какие, наоборот, тревожат?

Сергей Владимирович Казаков: Мне трудно оценивать современный театр, потому что это настолько разношёрстное, настолько неравноценное явление. Я являюсь, так скажем, основателем фестиваля «МаскЭрад», который уже много лет проходит в Пензе. Туда приезжают разные театры со всего мира, и я вам скажу так: все театры хороши, но московский театр – это московский театр, провинциальные театры – они тоже разные. Те театры, которые ближе к Москве, – это один театр, театры, которые удалены, – другой театр, театры, которые ближе к югу, – третий театр. Невозможно оценить современный театр. Единственное, что я чётко знаю, – что есть театр созидания, есть театр разрушения. К сожалению, современный российский театр всё больше сводится к тенденции разрушения, и очень редко современный театр создаёт.

Вы уже более 10 лет руководите Пензенским драмтеатром. Какие принципы легли в основу вашей художественной политики? Как удаётся сохранять баланс между классикой и современной драматургией?

Сергей Владимирович Казаков: Я почти 16 лет руковожу Пензенским театром. Основной его принцип – это попытка создать уникальное пространство, чтобы все потребности публики были удовлетворены. Я не люблю театр, так скажем, чисто развлекательный. Но театр – это и не элитная тусовка. В российском театре должно присутствовать всё абсолютно, и в этом вся сложность, но и вся красота нашего театра. Любой зритель найдёт здесь для себя что-то своё, очень важное. В Москве много театров, и зрители ходят в тот театр, который им по душе, где они находят что-то своё. А в Пензе, по большому счёту, один театр, и нам надо, чтобы все были вовлечены, чтобы все любили театр, и все хотели туда идти.

Вы – президент международного фестиваля региональных театров. Почему важно поддерживать именно региональные коллективы? Какие спектакли последних лет произвели на вас наибольшее впечатление?

Сергей Владимирович Казаков: Я являюсь президентом международного театрального фестиваля «Театральный дивертисмент» в Израиле. Много лет назад я придумал этот фестиваль. Идея заключалась в том, что огромное количество русскоязычных людей в Израиле, совершенно не из столицы, они, в основном из провинции, воспитывались на провинциальных театрах. И их любимые актёры – это провинциальные актёры. Моя идея заключалась в том, что я привозил на фестиваль в Израиль именно провинциальные театры. Пензенский драматический театр был первым театром, который переступил землю обетованную. Мы вошли в историю культуры Израиля. Это была грандиозная идея, к сожалению, она умерла, потому что современная ситуация не позволяет нам ездить в Израиль. И Израиль повернулся совершенно другой стороной к российскому творчеству, к российскому театру.

Ваши роли Фигаро в спектаклях по Бомарше называют одними из лучших в вашей карьере. Что для вас значит этот персонаж? Как он повлиял на ваше творческое развитие?

Сергей Владимирович Казаков: Ну, «Фигаро» — это отдельная тема. Я сыграл двух Фигаро, и после этих ролей я создал программу, телевизионную программу, которая называется «Клуб Фигаро» и которая уже почти 30 лет выходит на телевидении. Фигаро для меня фигура уникальная. Он для меня человек, который может всё, который талантлив во всём. Собственно говоря, я к этому стремлюсь, поэтому я по жизни талантлив во всём.

За годы работы вы сыграли десятки разноплановых ролей – от Чичикова до Мольера. Какие персонажи стали для вас вызовом? В ком из них вы открыли что-то новое в себе?

Сергей Владимирович Казаков: Да, на самом деле, как говорил покойный Валерий Белякович, его любимая моя роль была роль Буратино, и всё, что я играл, по большому счёту, это всё Буратино. Потому что Мольер – это Буратино, Чичиков – это Буратино. Ну, Буратино – он же Фигаро – это Буратино, да, даже Городничий, мощная трагическая роль, тоже Буратино. Буратино – это такое явление: человек, которому всё интересно, человек творчески любопытный, человек, который постоянно развивается, стремится. Поэтому я играю и ищу именно такие роли. И я рад, что в 2024-м году я получил лучшую мужскую роль в России за роль Чичикова.

Вы не только актёр, но и режиссёр. Чем отличается ваш подход к постановке комедий (например, «Смешные деньги») и драматических спектаклей?

Сергей Владимирович Казаков: Как режиссёр я не ставлю себя на первое место… Есть в сотни раз лучше меня, но как режиссёру-педагогу равных мне нет. А во-вторых, я очень хороший комедийный режиссёр. Мой «Люкс номер 13» живёт 18 сезонов на аншлагах. Я очень тонко чувствую юмор, но без пошлости. И это мой стиль — на грани.

Недавно вы создали рок-группу. Как музыка влияет на вашу театральную работу? Планируете ли вы музыкальные проекты в театре?

Сергей Владимирович Казаков: На самом деле музыкой я занимаюсь с детства. Ещё в школе я играл на барабанах в группе «Спектр», которая в дальнейшем стала известной рок-группой в стране, «Иуда Головлёв». Сегодняшний проект «Отец и Сын» (Сергей Казаков и Сергей Самойлов) — это попытка создать, и, кстати, это случилось, создать стиль, который будет интересен поколению детей и отцов.

Кого вы считаете своими главными учителями в профессии? Как опыт работы с Риммой Беляковой в Саратовской консерватории повлиял на вас?

Сергей Владимирович Казаков: Мне повезло с учителями. Первым моим театральным педагогом была Наталия Иосифовна Сухостав, театр «Молодая гвардия» при Саратовском доме пионеров. В этой студии занимались многие саратовские ребята: Олег Табаков, Владимир Конкин, Галина Яцкина, клоун Ротман, Юрий Кравец и ваш покорный слуга. Потом театральный институт, Римма Белякова и Георгий Банников. И шлифовали меня великие режиссёры и учителя: Валерий Белякович (Театр на Юго-Западе) и Виталий Иванов (Малый театр). Мне повезло с учителями.

В 2023 году вам присвоили звание Народного артиста России. Что для вас значит это признание?

Сергей Владимирович Казаков: Народный артист — это не звание, это огромная ответственность на всю оставшуюся жизнь. Останавливаться нельзя.

Вы были депутатом, доверенным лицом президента. Как общественная деятельность сочетается с творчеством? Влияет ли она на ваш взгляд на искусство?

Сергей Владимирович Казаков: Общественная жизнь — это моя потребность. Я в маму. Ей 85, а она до сих пор держит в руках весь дом, гроза ЖЭКашников. Она старшая по дому в Саратове, решает все вопросы. А доверенное лицо — это огромная честь. Я дважды был доверенным лицом и благодарен за это нашему президенту.

Над какими проектами вы работаете сейчас? Где зрители смогут увидеть ваши новые спектакли или роли?

Сергей Владимирович Казаков: Из всероссийских проектов подготавливаю заочный фестиваль «МаскЭрад», посвящённый юбилею Куприна.

Что бы вы посоветовали начинающим актёрам, которые только поступают в театральные вузы? Как сегодня пробиться в профессии?

Сергей Владимирович Казаков: Научиться терпению, умению ждать и не терять чувства любви. И понять главное в жизни, что судьба — это качество оценки на те или иные обстоятельства.

P.S.
И ещё! Очень важно… мне повезло с друзьями и близкими людьми… без которых бы я не состоялся. Это ректор МосИТИ Дмитрий Томилин и мой помощник и администратор «Первой скрипки» Кристина Кувыркова, а также спасибо моим близким друзьям — Владимиру Винокуру и Леониду Левину.

Фотографии предоставлены героем публикации.


Больше на

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.