Павел Черногородов

«Электрогитара — это голос, а не инструмент»: откровения музыканта-универсала
Павел, ваш дом в детстве был наполнен музыкой The Beatles и Queen. Какая пластинка или песня перевернула ваше сознание и сделала из вас гитариста?
Точно помню, что это был винил The Beatles – A Hard Day’s Night. Одна из моих любимых песен до сих пор – And I Love Her.
Это романтическая гитарная баллада, которую я исполнял на первых выступлениях. The Beatles создавали удивительные песни, которые не теряли своего магнетизма даже в исполнении одной гитары. Наверное, с них я взял для себя одно правило: если песня звучит под гитару, значит, её можно сделать полноценной аранжировкой. Это своего рода творческий отбор.
Queen – Greatest Hits.
До музыки Queen нужно было музыкально созреть, и не сразу она даётся для понимания. Но если уж вошла своей нестандартностью, многогранностью – то это навсегда. То, какие они делали аранжировки, какой подход в смешении стилей и звучания разных инструментов, до сих пор является творческим эталоном.
Первый раз вы взяли гитару в руки осознанно — что это была за мелодия, и сколько времени ушло, чтобы сыграть её чисто?
В раннем возрасте помню, что просто нравилось перебирать струны, даже на ненастроенном инструменте. А когда в чуть более осознанном возрасте пришло понимание, что ту музыку и те песни, которые я слушаю, можно исполнить самому, — вот тогда появилось желание учиться. Насчёт первых мелодий не могу сказать точно, слишком уж это было давно – более 30 лет назад.
В подростковом возрасте вы уже выступали на школьных мероприятиях. Были ли моменты, когда путали аккорды на сцене, и как из этого выходили?
Путать аккорды и забывать слова – это вполне нормальная практика на старте концертной деятельности. Волнение и желание сделать каждое выступление ярким порой захлёстывают, и совершаешь ошибки. Выходить из этого состояния нужно ярко и перекрывать огрехи подачей и настроем.
Вы играете в разных стилях — от рока до электроники. Какой приём или техника игры давались сложнее всего?
Трудно даётся тот формат, который только начинаешь развивать. Например, в рок-группах, когда мы начали давать первые полноценные концерты, мы внедряли новые технологические решения, к которым нужно было привыкать и менять образ мышления. Мы выступали в сопровождении заранее записанных электронных инструментов, и, конечно, случались трудности, так как нужно было играть всё чётко от ноты до ноты.
Есть ли гитарист, чью манеру игры вы буквально «копировали» в начале пути?
Конечно, на начальном этапе копировали тех музыкантов, которых слушали и которых могли технически осилить.
Из западных – уже упомянутых The Beatles. Из наших – «Кино», «Наутилус», Чиж – всё, что можно было исполнить в одну или две гитары с друзьями.
Позднее, уже во время работы в рок-группах, музыкальные ориентиры менялись. Среди кумиров гитарного звука стали Radiohead, Muse.
Акустическая или электрогитара — на какой вы чувствуете себя свободнее? И есть ли у вас «та самая» любимая гитара?
Предпочитаю иметь все виды гитар – и акустику, и разные виды электрогитар. Они разные по сути, и выбор сделать трудно. Предпочту ту, которая будет максимально уместна для выступления или для конкретной песни.
Ваша первая группа — какой репертуар вы играли, и как искали единомышленников?
Репертуар – акустический рок. Единомышленниками становились друзья или знакомые, которые тоже умели играть на инструментах. Иногда осознанно искали музыкантов, иногда они сами чудесным образом находились.
Небольшая статья об этом в социальной сети.
В 1999 году вы создали студию звукозаписи при вузе. Как удалось организовать это почти с нуля?
Студия была на базе творческого подразделения вуза, и оборудование по тем временам было довольно высокого уровня. В начале 2000-х ещё не было повсеместного внедрения компьютеров, и записи делали на рекордеры и MD-диски. Это было время уходящего аналога и прихода цифрового звука.
Вы работали с екатеринбургскими коллективами. Какой проект стал для вас самым неожиданным или сложным?
Со временем я от музыкального исполнения перешёл к продюсированию. Интересны были все процессы создания музыки: сочинение, репетиции, записи, сведение, мастеринг, выпуск на цифровых носителях или стриминговых площадках. Это то, чем занимается музыкальный продюсер.
За почти 10 лет работы на студии удалось поработать с большим количеством талантливых музыкантов и групп. Многие из них впоследствии стали музыкантами высокого уровня. Неожиданными всегда становились те проекты, где мы экспериментировали со звучанием и применением цифровых технологий.
Переезд в Москву в 2011-м — это был творческий вызов или необходимость? Как изменился ваш подход к музыке после столицы?
Это был стратегический шаг в развитии музыкальной карьеры, необходимость расширения поля деятельности. Благодаря близким людям в Москве удалось быстро подстроиться под новый ритм жизни и найти применение своим навыкам. Подход к созданию музыки изменился в сторону более качественной проработки материала и высокого темпа работы.
В Москве вы продолжили совмещать исполнительство и продюсирование. Не мешает ли одно другому?
Они идут рука об руку. Это как этап развития. Сначала музыкант или исполнитель просто участвуют в записи, потом постепенно вникают в суть всех последующих процессов – технических основ записи, аранжировки, сведения. Эти два направления очень близки в реализации и, конечно же, помогают друг другу.
С какими московскими музыкантами вам интереснее всего работать, и есть ли разница между столичной и уральской сценой?
Разница есть в подходе и скорости работы. В столице требования к качеству проработки материала очень высокие. Это касается как независимых музыкантов, так и корпоративных медиа. Большая конкуренция и коммерческий подход в музыкальной сфере диктуют свои условия.
Какой момент в карьере заставил вас сказать: «Да, это мой путь»?
Когда написал первый десяток песен, сделал для них аранжировки и первые записи. Вот тогда и пришло понимание, что это «тот самый путь».
Если бы вам предложили сыграть только один жанр до конца жизни — что бы выбрали?
Очень интересный вопрос, заставляет задуматься. Скорее всего, тот жанр, который позволит максимально реализовать свои творческие идеи. В данный момент пришёл к такой комбинации: пишу электронную музыку, где можно смело экспериментировать со звучанием, и часто использую гитару и вокал. Такое сочетание для меня максимально гармонично. Но, не скрою, хочется также делать ритмичную рок-музыку с драйвом и энергетикой.
Ваш совет гитаристам, которые только начинают: на чём сосредоточиться в первые 5 лет?
Сосредоточиться на поиске интересного для себя стиля. На работе над своими творческими идеями. Пусть они сразу не получатся так, как слышатся в голове, но этот путь нужно пройти. На проработке своей техники, если необходимо исполнять сложные произведения. Вдохновляться кумирами и создавать собственные творения.
Сайт артиста: www.paulcher.ru
Фотографии предоставлены героем публикации.
Больше на
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.