Михаил Лырчиков

Лырчиков1

«Я не копирую — я ищу себя в каждой роли»


О профессии и выборе пути

Михаил, вы выросли в театральной семье. Когда вы поняли, что хотите стать актером, а не математиком?

Я с детства играл в школьных спектаклях и часто посещал театр (в особенности Таганку Ю. П. Любимова). Выбор в пользу актерской профессии был сделан только в середине 11 класса, когда надо было отсылать визитки в театральные институты. Я понял, что монотонная сидячая работа сделает из меня самого обычного человека, а актерство позволяет прожить много жизней за 2,5 часа на сцене.

Отец — ваш главный наставник? Как он повлиял на ваш подход к ролям?

Я всегда стараюсь справляться с ролями сам, но когда захожу в тупик, то обращаюсь за помощью к родителям, которые с высоты опыта могут дать мне направление. Однако работу каждый артист проделывает самостоятельно. Разбор пьесы, персонажа, причинно-следственных связей — с этим никто не поможет, надо доходить самому, чтобы точнее воплощать персонажей.

Вы учились в Щукинском институте. Какой самый ценный урок вы там получили?

Нельзя научить — можно только научиться.

О ролях и перевоплощениях

В спектакле «Русская Заря» вы играете дезертира. Как вам удалось вжиться в этот сложный образ?

Спектакль «Русская Заря» во многом помогла Щукинская школа. Как известно, в Щуке принято идти от внешнего к внутреннему, поэтому работа началась с украинского акцента. Постепенно, шаг за шагом, я присваивал себе привычки персонажа, работал с сигаретами, придумывал детали образа вместе с режиссером. Конечно, отец тоже помогал в этом непростом деле. Только усердная ежедневная работа позволяет создавать целостные образы.

Вы работали в одном спектакле с отцом. Каково это — делить сцену с родным человеком?

Сначала это казалось довольно тревожно, потому что отец — мой ориентир и наставник. Но он профессиональный артист, и мы абстрагировались от наших семейных отношений, работая как партнеры.

Среди ваших новых работ — «Самогон», «Победа», «Космическая собака Лида». Какой проект стал для вас самым неожиданным?

Самый неожиданный проект — «Самогон», где я играл немца с русскими корнями. Перед съемками я углублялся в немецкий язык, изучал акцент и лексикон. Это был очень интересный опыт, и я надеюсь, таких проектов будет еще много.

О кино и театре

Где вам комфортнее — на сцене или перед камерой?

Хорошему актеру должно быть комфортно везде. На сцене можно спрятаться за партнером, музыкой или танцами, особенно в мюзикле. Перед камерой, когда снимают крупным планом, это практически невозможно. Я стараюсь научиться чувствовать себя комфортно и там, и там.

Как вы относитесь к тому, что современные актеры часто снимаются в сериалах? Это плюс или минус для профессии?

Я отношусь к этому положительно. К сожалению, в современном театре заработать сложно — зарплаты маленькие (за исключением нескольких московских театров). Сериалы дают артистам возможность достойно жить и содержать семью.

Если бы вам предложили сыграть любого персонажа в мировой классике — кого бы выбрали?

Я бы выбрал Алешу Карамазова из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Этот персонаж мне близок — я тоже довольно религиозный человек. Мне хотелось бы показать зрителям всю глубину его переживаний и его значимость в мировой литературе.

О спорте и творчестве

Вы профессионально занимались борьбой и легкой атлетикой. Как спорт помогает в актерской работе?

Я благодарен спорту. Греко-римская борьба и легкая атлетика помогают держать себя в форме, что необходимо для изнурительных репетиций, особенно в мюзиклах. В кино спортивные навыки повышают шансы на утверждение на роли. Я считаю, что любой актер должен владеть какими-то спортивными умениями.

Вы играете на гитаре, баяне, поете. Планируете мюзикл или музыкальный спектакль?

Я не мюзикловый артист, а опереточный — у меня академический вокал.

О жизни вне сцены

Как вы отдыхаете после тяжелых съемок или репетиций?

Если репетиции заканчиваются поздно, я просто падаю без сил. Если есть время — принимаю горячую ванну, читаю легкую литературу или работаю над ролью, если спектакль в процессе постановки.

Если бы не стали актером, то кем? (Математиком? Музыкантом? Спортсменом?)

Скорее всего, я бы стал преподавателем математики. У меня всегда были хорошие отношения с точными науками. Математика, как и актерская профессия, требует точности — ты должен держать мизансцены и текст.

О будущем

Есть ли режиссер, с которым вы мечтаете поработать?

Если говорить о режиссерах прошлого — это Товстоногов или Любимов. Но я бы хотел поработать с моей матерью, Ренатой Сатириади. Она ученица Юрия Любимова, и ее постановки известны в России и за рубежом.

Какой совет вы дали бы себе 16-летнему, который только задумывается об актерской карьере?

Не надо бояться. Не переживай из-за отказов на кастингах — они случаются у всех. Главное — работать и верить, что все получится. Ты все делаешь правильно. Иди и работай, и все будет хорошо.

Фотографии предоставлены героем публикации.