Константин Шимаев

«Танец как судьба: как Константин Шимаев преодолевал трудности на пути к мечте»
Константин, вы – человек творческий, сосредоточенный на своём любимом деле много лет. Как появилось увлечение танцами?
Ещё в детстве. В школе я увлекался хореографией, и сегодня с уверенностью могу сказать, что танец – это моя жизнь. В первом классе благодаря преподавателю ритмики попал в самодеятельный кружок в родном Серпухове. Но я тогда и подумать не мог, что танцы станут профессией.
Увлеченным людям вариться в собственном соку вредно. Как вы развивались, и какими были первые успехи?
Через год занятий наш коллектив отправился в Болгарию на фестиваль детско-юношеского творчества. Здесь собралось огромное количество участников со всей страны. Мы представляли наш маленький город и общеобразовательную пятую школу. И несмотря на то, что тогда я практически не танцевал – только выбегал на сцену секунд на 40 – участие в масштабном проекте мне запомнилось.
Интересно, что все участники фестиваля проживали в одном отеле. В нём ежедневно проходили разные конкурсы, где коллективы демонстрировали свои умения. В нашем ансамбле ярким представителем оказался я. В свои семь лет я участвовал во всех конкурсах, соревновался со всеми. В конце фестиваля выбирали лучшего танцора: нужно было станцевать под 33 разные мелодии, ни разу не повторив движения. Более 150 человек вышли на площадку, и жюри присудило победу в этом непростом конкурсе мне. В семь лет я перетанцевал и детей, и взрослых.
Также открылись мои балетмейстерские способности. Девочки из ансамбля неохотно брали меня в свои команды, и мне пришлось объединиться с участниками из другой страны. У них я стал главным. С задачей придумать хореографические зарисовки я справился: расставлял участников, объяснял, кто как должен встать, сесть, что сделать. И мы выиграли! Заняли первое место.
Вдохновлённый триумфом, вы вернулись в Серпухов. Чем запомнились дальнейшие занятия?
Да, воодушевлённый после фестиваля, где я увидел национальные танцы разных культур, я влюбился в своё хобби ещё больше. Танцы стали неотъемлемой частью моей жизни. Я посещал занятия каждый день, занимался со всеми группами – старшими, младшими – и даже участвовал в номерах для девочек. С раннего детства я отличался эмоциональностью: танцевал с такой отдачей и душой!
В городе проходили смотры творческих коллективов. Помню, руководитель ставил вальс, и нашу пару признали лучшей. Танцевал и сольные партии.
Удивительно, но в школьные годы вы взяли паузу от танцев. С чем это было связано?
Когда я учился в четвёртом классе, наш руководитель перешёл в Дом культуры. Он находился далеко от дома – в 15–30 минутах ходьбы, занятия были вечерние, и мне пришлось на время отказаться от них. Пробовал заниматься бегом, боксом, моделированием, вязанием – но ничто не могло заменить танцы. Я танцевал дома, на семейных праздниках, придумывал номера, ставил сценки в классе. Преподаватель начальных классов шутила, что любовь к танцам меня до добра не доведёт: мол, буду стоять на рынке в роли Петрушки. Мне было обидно.
Позже, когда стал самостоятельнее, мама разрешила заниматься в Доме культуры. Там мне предложили поставить дуэт, и мы повезли его на конкурс «Азбука танца» в Пушкино. Я получил первое место и диплом за артистизм.
Со временем я завоевал доверие коллектива: у меня были сольные партии во всех номерах. Девочки хотели со мной танцевать, даже те, что старше.
Вы говорили, что в основном танцевали театральные танцы. В чём их особенность?
Преподаватель ставил нам театральные танцы, и я получил не столько профессиональную подготовку, сколько внутреннее наполнение – харизму, артистизм, энергетику, темперамент. У меня всегда было много наград: я не уезжал с конкурсов без призов. Мы часто гастролировали – в Санкт-Петербург, Москву, Анапу, Краснодар, Тульскую область.
Часто вас приглашали на просмотры в разные вузы. Почему не участвовали?
На тот момент я хотел быть политиком или врачом. В те времена считали, что мальчики не должны танцевать – должны играть в футбол или висеть на турниках. Мне было сложно в школе, но я всегда выбирал танцы. Часто делал уроки на переменах, чтобы с 15:30 до 20:00 успевать на занятия.
Вы стали преподавателем в 14 лет. Как так получилось, и насколько это было сложно?
В Доме культуры возникла непростая ситуация, и, учитывая мой опыт и множество наград, мне предложили работать с детьми. Без образования и педагогического опыта я ставил постановки, вывозил коллектив на конкурсы. Мои номера получали лауреатские степени, а впервые с моим участием коллектив начал брать Гран-при.
Я учился самостоятельно: посещал мастер-классы, онлайн-курсы, изучал видео других коллективов. Вводил новые термины и элементы. За три года работы завоевал более десяти Гран-при и был награждён дипломом администрации Серпухова за успехи в культуре и искусстве.
Решение связать жизнь с танцами пришло в восьмом классе. Как выбирали учебное заведение?
В девятом классе я знал только про Московский губернский колледж искусств. Подал документы, прошёл первый тур, но потом узнал о Московском хореографическом училище при театре «Гжель». Позвонил, и меня пригласили на просмотр, несмотря на то, что списки поступивших уже были готовы. Завуча заинтересовала моя папка с дипломами.
Просмотр состоялся после фестиваля в Крыму, где я снова получил Гран-при. Меня попросили показать уровень с артистами театра. Я бегал, прыгал, но тогда впервые понял, как сложен профессиональный танец. Меня взяли на две недели пробных занятий. 30 августа меня пригласили на повторный просмотр, и в 15 лет я поступил в училище.
Учёба давалась тяжело. Почему?
Мне не предоставили общежитие, так как я был из области. Семья не могла снимать мне жильё в Москве, поэтому я ездил на электричках: вставал в 4 утра, дорога занимала 3,5–4 часа в одну сторону. Возвращался в 23:30, иногда позже. Из-за нагрузки опаздывал, просыпал занятия.
Преподаватели сначала не верили в меня, называли бездарем. Только один педагог говорил, что из меня может выйти хороший танцор. Я был новичком на курсе, и мои интересы не совпадали с однокурсниками. Но я внимательно слушал замечания другим и работал над собой.
Во время учёбы вы преподавали в коллективе «Русские узоры». Как к этому относились педагоги?
Да, я занимался с детьми и выводил их на высокий уровень. Иногда пропускал занятия в училище из-за репетиций. Однажды мы с коллективом встретились с училищем на конкурсе – заняли первые места. После меня вызвали и спросили, какое право я имею выступать не от училища.
Все годы учёбы я участвовал в конкурсах, получал Гран-при, но в училище этого не ценили. После выпуска я оказался на распутье: желание танцевать осталось, но было непонятно, куда идти.
Судьба привела вас в Орёл. Как вы поступили в институт культуры?
После училища я уехал из Москвы и в последний день подачи документов поступил в Орловский государственный институт культуры. Оставил позади свои победы, ансамбль и 40 учеников.
Сейчас я студент третьего курса, солист трёх ансамблей. На первом занятии по народному танцу преподаватель спросила: «Что ты тут забыл?». Но я твёрдо решил: хочу преподавать.
У вас столичное образование и престижные награды. Как оцениваете учёбу в регионе?
После высокой дисциплины и нагрузок в Москве я попал в более спокойную атмосферу. Сначала было тяжело: уклон шёл на теорию, а не на практику. Преподаватели и однокурсники считали, что я «москвич» и всё умею, поэтому относились предвзято.
Но мне повезло с педагогами: Ирина Васильевна Степанченко, Людмила Владимировна Антропова, Ирина Михайловна Фоменко, Николай Иванович Заикин – легенды, воспитавшие танцоров для ансамблей Моисеева и «Берёзка». Благодаря им я остался в Орле и не пожалел.
В Орле вы впервые серьёзно занялись классическим танцем. Какие впечатления?
Да, здесь преподаватель разглядел мои данные и взялся за меня. Я впервые столкнулся с индивидуальным подходом. Классика давалась нелегко, но мы много работали. Теперь я даже не могу выбрать, что мне ближе – народный или классический танец.
За время учёбы я принёс институту множество наград, объездил полстраны. Важнейшие достижения – призовое место на конкурсе Махмуда Эсамбаева в Грозном и участие во Всероссийском конкурсе артистов балета. Также я создал ансамбль «Сударушка» и прошёл отбор в образовательный центр «Сириус». Впереди – новые конкурсы и рост как артиста и педагога.
Фотографии предоставлены героем публикации.