Карим Абдуллин
Солист балетной труппы Большого театра, эксперт-жюри, консультант балета
«Эксперименты вне классики — часть моего пути»: Балет в современном прочтении
Карим, вы посвятили Большому театру более 20 лет. Какой момент в вашей карьере там вы считаете самым значимым?
Все этапы в Большом театре для меня были значимы:
- это принятие в труппу БТ, начало профессионального роста и возможность выступать на одной из лучших сцен мира;
- это первые главные партии, определяющие для дальнейшего творческого пути;
- это участие в международных фестивалях и проектах, опыт, который расширяет кругозор и повышает уровень профессионализма, всё это помогает сформировать собственный уникальный стиль исполнения;
- это сотрудничество с великими хореографами, такими как Юрий Григорович, Ролан Пети, Джон Ноймайер, Алексей Ратманский.
В 2024 году вы покинули Большой театр. Что стало решающим фактором в этом решении и какие эмоции вы испытываете сейчас?
У всех артистов рано или поздно всегда приходит конец, вот и настал мой этот час. Всегда нужно быть благодарным судьбе за всё, что было. Одна дверь закрывается, другая открывается.
В вашем репертуаре — роли от классики до современной хореографии. Какой стиль вам ближе и почему?
Мне ближе всего классическое направление, потому что оно требует точности движений, идеальных линий и осанки, а также строгости соблюдения канонов.
Вы работали с такими хореографами, как Юрий Григорович, Джон Ноймайер, Алексей Ратманский. Чей подход к балету вас вдохновляет больше всего?
Для меня лично это Юрий Григорович. Можно сказать, что Большой театр практически состоит из его спектаклей, где есть развитие жанров, создание глубоких и живых образов, а также выражение красоты через танец.
Среди ваших персонажей — и комичные (Редиска-отец, Веник в «Мойдодыре»), и драматичные (Вильфрид в «Жизели»). Какая роль была самой сложной в плане перевоплощения?
Каждая роль, каждый образ сложны по-своему, всё зависит от множества факторов, включая технический уровень, эмоциональную глубину и исторические особенности. Для меня лично это партия Альберта в «Жизели», где требуется глубокое понимание психологии графа, столкнувшегося с собственным обманом, чувствами вины и раскаяния.
Вы участвовали в премьерах, например, в «Марко Спада» и «Гамлете». Как ощущается ответственность, когда ты — часть новой постановки?
Участвовать в новых постановках — это большое счастье, особенный опыт, полный радости, волнения и ответственности.
В «Мастерской новой хореографии» вы исполняли современные номера, например, «Дежавю». Насколько важен для вас эксперимент вне классики?
Эксперимент вне классической хореографии — неотъемлемая часть моего творческого пути. Современная хореография позволяет раскрыть новые грани танца, исследовать эмоциональные глубины и передать зрителю свежие ощущения и идеи. Номер «Дежавю», исполненный в рамках мастерской современной хореографии, стал прекрасным примером возможности выйти за рамки привычного и создать нечто уникальное.
Для меня важно не ограничиваться одним стилем, ведь танец — это искусство выражения чувств и мыслей. Каждый новый опыт обогащает внутренний мир танцора, помогает лучше понимать себя и свою аудиторию. Эксперименты позволяют оставаться актуальным и интересным публике, постоянно искать вдохновение и развиваться профессионально.
Таким образом, эксперименты вне классики играют ключевую роль в моем творчестве, открывают перспективы для роста и делают каждую постановку особенной и запоминающейся.
Ваш педагог в МГАХ — Игорь Уксусников, а репетируете вы под руководством Владимира Никонова. Как их методы повлияли на вашу технику и артистизм?
Игорь Уксусников — мой педагог в Московской государственной академии хореографии (МГАХ), где он формирует фундаментальные основы классического танца, прививает правильное понимание техники и развивает физические способности.
А вот Владимир Никонов, будучи педагогом-репетитором Большого театра, оказывает значительное влияние именно на репетиционный процесс. Под его руководством мы доводим постановки до высокого уровня мастерства, шлифуем нюансы каждого движения и учимся передавать эмоции зрителям наиболее точно и искренне.
Эти два мастера представляют совершенно разные направления, но вместе они формируют целостную картину моего профессионального развития, обеспечивая гармоничное сочетание технической базы и актерского мастерства.
Вы окончили МГАХ как педагог-репетитор. Планируете ли в будущем преподавать или ставить хореографию?
Да, получение диплома педагога-репетитора в МГАХ открывает передо мной возможность заниматься преподавательской деятельностью и создавать собственные хореографические постановки.
Тем не менее, будущее всегда оставляет пространство для новых начинаний. Преподавание и постановка танцев требуют опыта, зрелости и глубокого понимания искусства, которыми хочется обладать в полной мере. Поэтому сейчас начинаю пробовать себя в этом качестве и делюсь своими знаниями и опытом с учениками, молодыми поколениями артистов, передавая им секреты мастерства и вдохновляя на творческие достижения.
Вы родились в Казани. Поддерживаете ли связь с татарстанской балетной школой? Возможно, участвуете в местных проектах?
Так получилось, что, продолжив учебу в Москве, с тех самых пор в Казани не был.
Как вы восстанавливаетесь после напряженных репетиций и спектаклей? Есть ли у вас ритуалы перед выходом на сцену?
Восстанавливаюсь после интенсивных тренировок и выступлений — соблюдаю правильное питание, делаю растяжки, по возможности хожу на массажи, йогу, и самое главное — это сон. Насчет ритуалов у меня их нет. А так перед выступлением делаю дыхательные упражнения, балетный станок и затем сверяю движения на сцене.
Сейчас вы работаете как эксперт-жюри и консультант. Какие аспекты балета вам особенно интересно оценивать со стороны?
Я обращаю внимание в первую очередь на музыкальность и артистизм исполнения номеров или балета, а затем уже на технику. Все эти перечисленные аспекты позволяют составить объективное мнение о качестве постановки и мастерства участников или артистов.
Что бы вы посоветовали молодым артистам, которые только начинают путь в балете?
Хотел бы посоветовать всем, кто только начинает свой путь в балете: заниматься ежедневно, читать, слушать музыку, изучать историю искусства, балета, учиться у старших, следить за здоровьем, питанием и отдыхом. Терпение и труд всё перетрут.
Какие творческие проекты вас ждут в ближайшее время? Может быть, сотрудничество с другими театрами или новые амплуа?
Сейчас все уходят в отпуск, и планов пока никаких нет, поэтому неизвестно, что у меня будет.
Фотографии предоставлены героем публикации.
Больше на
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.