Иван Герливанов

Герливанов

Иван Герливанов — целеустремленный и жизнелюбивый молодой человек из Северодонецка (ЛНР), прошедший через вынужденную эмиграцию, жизнь в прифронтовом городе без связи и множество неудач на пути к своей мечте. Его история — это пример огромной силы воли, веры в себя и желания нести людям радость через искусство, даже в самых сложных обстоятельствах. Иван не боится тяжелой работы, ценит поддержку семьи и верит, что все в жизни складывается так, как нужно.

«Хочу лечить человеческие души»: исповедь актера из ЛНР


Иван, как вы пришли в актерскую профессию? Это была случайность или осознанный выбор?

Здравствуйте. Я хочу быть максимально откровенным и расскажу свою историю такой, какой она была. В детстве я, как и многие мальчишки, искал себя в разном: футбол, единоборства. А потом серьезно увлекся бильярдом — именно спортивным, профессиональным. Два года я ездил на турниры, выступал на соревнованиях. Это был очень интересный опыт. Но жизнь распорядилась иначе. Я из Северодонецка, это Луганская Народная Республика. Когда пришел 2022 год, нам пришлось уехать. Путь лежал в Литву, к отцу, который как раз там работал. Так я оказался вдали от дома.

И вот однажды, в литовской школе, ко мне подошел незнакомый мужчина и сказал: «Слушай, у тебя лицо интересное, и волосы, кудри. А ты не хочешь к нам в театр?» Я ответил, что подумаю. Дома посоветовался с семьей и решил: почему бы и нет? Я всегда был готов пробовать новое. Пришел на первое занятие — и меня захватило. Можно сказать, я заболел сценой. Мы ставили «Обыкновенное чудо» под руководством режиссера Сергея Анатольевича Шкапрова, москвича, оказавшегося в Литве по своим обстоятельствам. Это он зажег во мне первую искру.

Когда в родном городе стало тише, мы вернулись. Северодонецк был и остается прифронтовым, в двадцати километрах от линии фронта, три года без связи и интернета. Я пришел в наш Дворец культуры, и мы с ребятами, которые возвращались, создали театральную студию. Мы много выступали, давали концерты для города. Как-то раз нас снимали для новостей — рассказывали о ремонте Дворца культуры. Я дал небольшое интервью. И спустя время меня вызвали в администрацию — единственное место, где был интернет. Позвонили с Первого канала, с проекта «Шаг к мечте». Спросили о моей мечте. Я ответил: «Встретиться с Хабенским». Через несколько недель они приехали и исполнили ее. Именно после этой встречи во мне загорелся огонь, и я понял: надо поступать.

Ваша история поступления в театральный — это целый приключенческий роман. Если бы не тот мужчина в литовской школе, вы бы сами пришли к актерству? Или это была случайность, которая изменила всё?

Мне кажется, что именно та, казалось бы, мимолетная встреча в литовском школьном коридоре и перевернула все. Если бы не Сергей Анатольевич Шкапров… Теперь можно только гадать, как сложилась бы жизнь. Самые ценные слова я услышал от него уже потом, когда все закрутилось. Зная мой трудный путь, мои упорство и шишки, он сказал: «Вань, ты знаешь, как я рад, что тогда к тебе подошел. Видишь, как все завертелось». Я бесконечно благодарен этой случайности, этому зову судьбы. Конечно, интересно, что было бы, если бы я не пошел, но я счастлив, что все вышло именно так. Я добился цели, поступил. А теперь стоят новые, но одна остается неизменной — помогать людям через искусство. Так что слава богу, что все так случилось.

Вы говорите, что после выступлений в Северодонецке окончательно поняли: «хочу лечить человеческие души». Что вы чувствовали в тот момент, видя улыбки зрителей в прифронтовом городе? Можно ли назвать это вашим главным творческим манифестом?

Те наши выступления в городе, где обстановка была далеко не простой, стали для меня самыми значимыми и вдохновляющими. Мы видели отдачу — в глазах детей, которые смотрели на нас с восторгом, и взрослых, которые, казалось, на миг забывали о тяготах. Особенно ценно было видеть, как у этих взрослых светлеют лица, как в их взгляде просыпается что-то детское, настоящее. Эта эмоциональная отдача, эти живые, искренние чувства, которые рождались в зале, — они были тем топливом, что заставляло нас творить дальше, придумывать что-то новое. На Новый год мы ставили мини-спектакль, и видеть, как горят глаза у ребят с первого по шестой класс — это бесценно. Мы дарили им кусочек чуда, а они, в ответ, дарили нам смысл. Вот этот обмен и есть, наверное, суть всего.

Поступление в театральный вуз — всегда стресс. Но у вас был уникальный вызов: три года без стабильного интернета. Как вы готовились к экзаменам, не имея доступа к самой главной библиотеке мира? Что было самым сложным?

Это было и тяжело, и невероятно интересно. Пока большинство абитуриентов искали материал в сети, я шел в библиотеку. Мой путь к чтецкой программе был настоящим квестом: найти произведение, полистать сборники, выписать понравившееся. Мне помогали ребята из нашей студии: я приходил, читал то, что нашел, и мы вместе слушали, советовались. Помогал и кинорежиссер Сергей Викторович Павлов, выпускник ВГИКа, он подсказывал, в каком материале он меня видит. Этот труд — не просто кликнуть и скачать, а именно отыскать, вложить в это время и силы — придавал особую ценность каждому выученному тексту. Позже, уже в Москве, я, конечно, пользовался интернетом, когда педагоги давали конкретные задания. Но та, «бумажная» основа, дала мне уникальное ощущение сопричастности и уверенности.

Вы прошли прослушивания у нескольких мастеров, но поступили в филиал на Сахалин. Как вы переживали эти «обидные неудачи» и не опускали руки?

Очень тяжело, когда ты поднимаешься все выше, проходишь туры, а потом больно падаешь. Эта фраза полностью прочувствовалась на поступлении. Руки опускались, конечно. Не пройти у Саженного в Щукинском, потом у Маркина, затем — третий тур у Лазарева в ГИТИСе и снова отсев. Во МХАТе меня выделили из десятки, сказали напутствие, но на втором туре никого не взяли. Было горько и непонятно. Поехал в Питер, прошел первый тур, но даты совпали: нужно было быть одновременно в Питере и на прослушивании к Валентине Петровне Николаенко в московском филиале для Сахалина. Выбор был мучительным. После череды неудач страшно было ошибиться снова. Но я поехал к Валентине Петровне. И слава богу, не ошибся. Она замечательный педагог, а наша задача — продолжать традиции Щукинского училища на Сахалине. Самое важное — это брать себя в руки, говорить себе «не сдаваться» и делать это. Обязательно все получится.

История с программой «Шаг к мечте» и встреча с Константином Хабенским — невероятный поворот. Что вам сказал Хабенский во время встречи? И какой совет от него оказался самым ценным?

Константин Юрьевич посоветовал мне не торопиться и безгранично развивать фантазию — это, по его словам, самое интересное и необходимое в нашей профессии. Он сказал читать то, что нравится, и никогда не сдаваться. Я спросил его, как понять, есть ли у меня шанс стать актером? Он перебил меня и спросил: «А ты сам как думаешь?» Я поколебался и ответил: «Ну, я думаю, что есть». И тогда он сказал ключевые слова: «Тогда никому не верьте, идите своей дорогой. Очень много мнений, надо верить себе». Эта фраза — «верить в первую очередь себе» — стала моим внутренним стержнем на всем пути поступления и в жизни вообще.

Ваш первый режиссер, Сергей Шкапров, — человек с яркой и непростой судьбой. Чему важному он вас научил, что вы взяли с собой в дальнейший путь?

Сергей Анатольевич научил очень многому — и в профессии, и в жизни. Он не читал нам нравоучений, а постепенно, изо дня в день, своими поступками и словами прививал нам правильные ценности. Он рассказывал о советском кино, о русской культуре, и слушать его было невероятно интересно. Он учил нас через само отношение к делу, к искусству, к стране. Выделить что-то одно невозможно — я впитал от него по крупице очень многого, и это остается со мной.

Вы работали на стройке и видели, как восстанавливается ваш город. Как этот опыт, опыт жизни в 20 км от линии фронта, повлиял на вас как на человека и будущего актера?

Актерская профессия требует от тебя запаса настоящих, пережитых эмоций. Опыт жизни в прифронтовом городе подарил мне целый спектр таких чувств — глубоких, острых, настоящих. Я их запомнил. И они уже пригождались. На вступительных, когда я читал произведения о войне, я не просто произносил слова — я оживлял их памятью о пережитом. Текст наполнялся, обретал плотность. Стоял не как пустой сосуд, а как человек, который хоть отчасти понимает, о чем говорит. Передал ли я это достаточно убедительно — решали педагоги. Но я уверен, что этот багаж будет помогать мне и дальше.

В вашем багаже уже есть опыт спортивного бильярда. Помогает ли вам спортивная выдержка и умение концентрироваться на цели в актерской профессии?

Безусловно. И бильярд, и футбол, и единоборства — все это воспитывало в мне умение концентрироваться на задаче. В бильярде, например, важен каждый удар: стойка, хват кия, расчет траектории. Мозг работал постоянно, и эта привычка к сосредоточенности сейчас мне очень помогает. Так что да, все, чем я занимался раньше, не прошло даром и ощущается в работе сейчас.

Вы студент Валентины Петровны Николаенко. Вы сказали, что сразу поймали с ней «дзен». В чем заключается ее метод, ее школа, и почему она вам так откликается?

Валентина Петровна — гениальный педагог и чудесный человек. Мы поняли друг друга с полуслова, с первого взгляда. Я пришел на третий тур, прочитал программу, увидел, как она внимательно слушает, улыбается… И она тогда сказала: «Ну все, садись, увидимся на Сахалине». У нее огромный опыт, и она находит подход к каждому. Она учит нас не только мастерству, но и воспитывает, формирует правильный взгляд на жизнь и профессию. Она так объясняет, так подбирает упражнения, что все становится кристально понятно и увлекательно. У нас очень напряженный график, пары с утра до вечера, но на ее занятиях усталости не чувствуешь — только интерес и ощущение дома. Она стала для нашего курса второй мамой.

Сахалин — край света для многих жителей центральной России. Каково это — погрузиться в интенсивную творческую учебу в таком удаленном и особенном месте? Что вас там окружает, кроме учебы?

Пока я этого не знаю — первый месяц мы учимся в Москве. Но наш настрой — это полное погружение в творческий процесс. Мы едем не для того, чтобы гулять, а для того, чтобы работать, творить, дерзать. Конечно, хочется увидеть знаменитую природу Сахалина. Но кафе и рестораны — это не про нас. Мы студенты, да и цели у другие: учеба, творчество, становление.

Ваш аккаунт во «ВКонтакте» — это тоже часть вашей творческой биографии. Для вас социальные сети — это сцена, личный дневник или способ напомнить о себе?

Скорее, способ напомнить о себе. Я не из тех, кто выкладывает каждый шаг. Но, как нам сказали в институте, мы теперь люди публичные, и к ведению соцсетей нужно подходить ответственно. Поэтому я делюсь важными, творческими моментами. Думаю, моя бытовая жизнь мало кому интересна, а вот творческая — может быть.

Ваш папа много работал в разных концах страны, чтобы обеспечить семью. Как поддержка семьи, которая ради вас много жертвовала, влияет на ваше отношение к учебе и будущей профессии?

Мои родители всегда поддерживали мой выбор. Папа сказал ключевую вещь: «Если ты набьешь шишки, это будут твои шишки. Это твой путь, ты должен сам решать». С одной стороны, так даже сложнее — вся ответственность лежит на тебе. С другой — это закаляет и делает каждое достижение по-настоящему своим. Я бесконечно благодарен им за такое воспитание и поддержку. Без них, мне кажется, мало что получилось бы.

Вы родились 31 августа — на стыке лета и осени, под знаком Девы. Чувствуете ли вы в себе эту черту — стремление к анализу, порядку и перфекционизму, или ваша натура полностью противоположна?

Да, я Дева. И если говорить о стремлении к порядку, анализу и перфекционизму — да, это во мне есть. Может, не в гипертрофированной форме. Мне нравится, когда все на своих местах, но при этом во мне живет и неугомонный выдумщик, который постоянно что-то придумывает, меняет планы. В общем, как и у любого человека, есть свои «тараканы». Но за этими качествами — да, я могу признаться.

Если бы вам сегодня предложили сыграть роль в фильме о вашей жизни, как бы вы охарактеризовали своего героя и что в его истории самое главное?

Я бы охарактеризовал его как человека жертвенного, всегда стремящегося к справедливости. Ему невыносимо сталкиваться с несправедливостью. Он готов отдать последнее, чтобы помочь, даже если этим пользуются. Есть замечательная фраза у Гёте в «Фаусте»: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Вот ею, наверное, и можно описать моего героя. Его главное — это неистребимое желание нести добро, несмотря ни на что.

Северодонецк, Вильнюс, Москва, Южно-Сахалинск — география вашей жизни впечатляет. Где вы видите себя после окончания училища? Вам ближе столичные театры или вы чувствуете миссию вернуться и развивать культуру в родных местах?

Если честно, я не строю далеких планов. Есть замечательная фраза в «Мастере и Маргарите»: «Все будет так, как нужно, даже если будет наоборот». Пройдя через неудачи при поступлении, я полностью ее прочувствовал и осознал. Все сложилось так, как и должно было сложиться. И я верю, что так будет и дальше. С одной стороны, мне очень хочется вернуться домой, учиться самому (ведь это процесс бесконечный) и, возможно, учить других, помогать развивать культуру. Но как это получится — я не знаю. Это станет ясно со временем. Я доверяю пути.

P.S.

Я очень благодарен моему товарищу Полупану Роману Олеговичу, мне кажется, что без него было бы всё не так, как есть сейчас…

Фотографии предоставлены героем публикации.


Больше на

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.