Кобылянский

Композитор, музыкальный продюсер, звукорежиссёр, исполнитель, преподаватель в МосИТИ

Евгений Кобылянский – уникальная фигура в современной российской культуре, настоящий универсальный художник. От работы с мировыми рок-легендами и создания хитов для звезд отечественной эстрады до экспериментов с психоакустикой, симфонической музыкой и проектами «цифрового бессмертия» – его творчество не знает границ. Сегодня он с той же страстью посвящает себя педагогике, воспитывая новое поколение артистов и формируя образ будущего российской культуры через ассоциацию «Россия. Образ будущего».

Звук, свет и педагогика: Универсальный мир Евгения Кобылянского


Евгений Борисович, вы преподаёте в Институте театрального искусства им. И. Д. Кобзона. Как вы пришли к педагогике и что для вас значит передача опыта новому поколению?

Передача опыта новому поколению – это моя миссионерская роль, к которой я готовил себя долгое время, и это был абсолютно ответственный шаг в преподавании. До прихода в наш институт у меня был педагогический опыт в нескольких серьезных, авторитетных вузах. И свой большой опыт, в том числе международный, касающийся и моего образования, которое я получил в США, и проектов в разных странах, я аккумулировал в действительно авторскую программу, методику воспитания современного актёра с музыкальными данными, который способен переходить в своём драматическом воплощении из монолога, диалога в пение, если это нужно по замыслу режиссёра.

В прошлом году вы стали художественным руководителем первого курса мюзикла. Какие принципы легли в основу вашей программы?

Первый принцип самый главный – наши актёры, которых мы воспитываем, не просто поют, а поют характерно. И воспитать характерного вокалиста, способного актёрские дарования, драматические, воплотить в музыкальной ткани с помощью такого тонкого инструмента, как голос, – это архисложная задача. Поэтому я применяю в преподавании синтезированную методику, в которой есть и классическое актёрское, драматическое мастерство, которое ведут прекрасные актёры, состоявшиеся личности. И мои занятия, помимо занятий вокалом, где я свожу все воедино, обучая в том числе студентов и психологии зрителя и актера, способности мгновенно перестраиваться, быть в движении, и при этом одинаково ровно владеть звукоизвлечением. Все такие нюансы – мгновенное перестроение на нового партнера и так далее – это то, что является частью моей авторской методики, которую я реализую с ними.

Вы ведёте курсы по музыкальному продюсированию и вокальному мастерству. Как сочетаются эти дисциплины в подготовке современных артистов?

Кафедра относится непосредственно к новому направлению, которое запустилось в нашем институте, и музыкальное искусство подразумевает под собой вокальное мастерство именно артиста мюзикла, то есть специфические современные навыки, которых может не быть у обычных эстрадных артистов, и у драматических их тоже нет. Плюс к этому наша кафедра дает им навыки и знания в области музыкальной грамоты, и гармонии джаза, которая нужна для того, чтобы ориентироваться в том, как строится современная музыка, и в области начальных основ музыкального продюсирования. Студенты узнают, что такое запись, как правильно работать с микрофоном. От нашей кафедры к студентам идут знания, касающиеся сценографии, ощущения себя в цвете, технических средствах, которые тебе помогают. Сегодняшний мир многообразен – есть и экраны, и инсталляции света. Весь комплекс знаний и подразумевает наша кафедра современного музыкального искусства.

Современные технологии сильно изменили музыкальную индустрию. Как вы интегрируете это в обучение? Какие навыки, на ваш взгляд, критически важны для студентов сегодня?

(Ответ обширно интегрирован в предыдущий. Для этого вопроса можно выделить ключевую мысль:) Сегодняшний мир многообразен – есть и экраны, и инсталляции света. Наша кафедра дает весь комплекс знаний о технических средствах, которые помогают артисту. Критически важны навыки синтеза: умение существовать не только в чистом звуке, но и в сложной визуальной среде, понимание основ записи и продюсирования.

Как вы адаптируете свой богатый сценический и студийный опыт под учебный процесс? Приводите ли примеры из работы с мировыми звёздами вроде Роджера Уотерса или Брайана Мэя?

Все внедряю. Уотерса я провожу всегда в пример как концептуалиста. Даже если у тебя небольшая роль в мюзикле, шоу, спектакле, первое, что ты должен сделать – знать весь материал. Ты должен знать полную картину и увидеть себя в ней. И тогда даже твои пять минут в трёхчасовом спектакле блеснут так, что тебя запомнят на всю жизнь те зрители, которые видели. Мы анализировали и шоу «Берлинская стена», просматривали много музыкальных картин, и я со студентами детально разбираю и работы Алана Паркера, и многих других художников, которые в этом направлении уже далеко ушли.

Вы работали с легендами российской и зарубежной эстрады. Какой проект стал для вас самым ценным в плане профессионального роста?

У меня проекты совершенно разные. Одни я ставлю как режиссёр – например, 800-летие Нижнего Новгорода или финал Паралимпийского форума, когда награждали наших спортсменов золотыми медалями, которые они привезли из Японии. Здесь столько особенных воспоминаний! Например, я делал юбилейный концерт народного артиста России Александра Буйнова, где были собраны все звезды. Я придумал интересную сценографию, у меня на сцене было задействовано 17 экранов с абсолютно разным, синхронно появляющимся контентом. Многие говорили, что это невозможно. Я очень люблю использовать новые технологии. Если говорить об артистах, то, наверное, одним из наиболее знаковых был Гриша Лепс. Мы с ним прошли большой путь от певца, где пел в ресторане, до режиссёрски поставленного концерта «Парус» в Кремле, где впервые прозвучали песни Владимира Семёновича Высоцкого, я говорю про эту сцену.

Вы стояли у истоков карьеры Григория Лепса. Как изменилась индустрия продюсирования с тех пор?

Мы сейчас находимся в периоде, когда пора принимать какие-то сверхрешения. Сама по себе наука продюсирования в России не очерчена. Если у нас поняли, что такое кинопродюсирование и начали это преподавать, то в области продюсирования шоу, проектов сценических пока это непроходимый лес, который никак не коррелируется с тем, что происходит во всем мире. Я против слепого копирования, у нас есть свои традиции, интересные наработки, но нужно все это соединять в какую-то разумную, грамотную систему, которая в том числе предусматривает лифтообновление персонажей на экране. Много чего предстоит сделать, я работаю над этим.

Ваш проект «цифрового бессмертия» Высоцкого — смелый эксперимент. Как вы видите будущее таких технологий в искусстве?

Сейчас мои проекты не имеют границ. Если сказать о сегодняшних проектах, то один из них – кино в формате 360 градусов, когда вы попадаете в сферу, которая вся накрыта изображением. Вы не сидите перед экраном. Небо над головой – это жизнь. А вы внутри. Сейчас мы разрабатываем кино и произведения в таком формате. Мы переносим в этот формат художественное, игровое кино… Другой проект, который я делаю, с новой музыкой на стихи Владимира Семёновича Высоцкого. Мы придерживаемся актуальной российской идеи. Даем сквозь призму произведений Высоцкого исторический путь России ХХ века. У Высоцкого настолько это отображено в произведениях! Мы добавляем к этому совершенно уникальную хронику. Использовано очень много шедевров советского кинематографа, которые помогают музыке Высоцкого.

Вы записывали симфонические произведения и работали с рок-музыкантами. Где вам комфортнее — в акустике большого оркестра или в энергетике электронных аранжировок?

Не поверите, я же амбидекстер. У меня нет левого и правого. Оба полушария одинаково развиты, они рабочие… Я очень много сделал записей в качестве продюсера, дирижёра классических произведений. Я очень люблю симфоническую музыку… А с другой стороны, моя электронная музыка, на языке которой я говорю сегодня, там нет инструментов симфонического оркестра, но там есть краски, которые человек придумывает здесь и сейчас, и они очень живые, эмоционально моментально цепляющие.

Как психоакустика, которую вы используете в музыке, влияет на восприятие зрителя? Можно ли этому научить?

Психоакустические приемы создают в музыке, когда ты знаешь это как систему наращивания обертонов, изменения микроладовых характеристик звука, они создают эффект вовлечения слушателей, благорасположения. Можно добиваться и эффектов тревожности там, где она нужна, и всплеска невиданной радости. Это подчинено общему смыслу музыкальной ткани, но эти приёмы вплетаются. Когда я делал материал с тем же Гришей Лепсом, казалось бы, в аранжировках песен прошиты такие созвучия, которые вызывают желание послушать песню ещё раз и ещё раз.

Вы выступали перед бойцами в Донбассе и Сирии. Как такие концерты влияют на вас как на артиста и педагога?

Мое мировоззрение было сформировано и до этих концертов. В момент, когда было объявлено о начале специальной военной операции, на моей аватарке во вражеской сети появился российский флаг… Когда я стал ездить в горячие точки, вы знаете, я не попал в неожиданную ситуацию, я попал к людям, которых чувствую, как родных. И для меня эти концерты – и великая ответственность, и великое ощущение себя внутри. Помимо концертов мы с ребятами много разговариваем, и я оказываю гуманитарную помощь. В горячие точки я беру и новых артистов, чтобы они поняли, что происходит… Мое сердце там. Пока победный сигнал не прозвучит, так оно и будет.

Вы — учредитель ассоциации «Россия. Образ будущего». Какие цели ставите перед ней в сфере культуры?

У ассоциации цели высокие, амбициозные. Мы начинаем с малого, с того, что прорабатываем дополнения к существующим законам, касающимся развития отечественной культуры… Задачи наши как организации, как сообщества – создать систему, в которой будет развитие, подчинённое определенным смыслам государственным, и развитие, в котором выпускники творческих вузов найдут своё место… Одна из задач – создать условия, при которых независимо от того, где ты находишься, у тебя будет одинаковый доступ к медийному пространству, в котором ты можешь себя показать и тебя увидят. С равноправного медийного пространства начинается пропорциональное развитие городов и страны в целом.

Какой совет вы даёте студентам, которые мечтают о карьере в шоу-бизнесе, но боятся его конкуренции?

Мои студенты – это те, кто составит конкуренцию нынешним исполнителям. Напутствие говорю одно: «Вы должны быть великими в процессе создания. Будьте созидателями. Сиюсекундная слава – это утешение низших инстинктов. А вот стать созидателями, которые находятся над этой суетой, – это огромная задача. Вы почувствуете себя по-другому. Вы почувствуете крылья, которые не сломать». Ращу студентов с сильными крыльями, с мощными, и ращу их с верой в идею творчества, которые они несут. А от неё уже все происходит – то ли песня, то ли балет, то ли все вместе.

Ваш альбом «Стена Голосов» — глубоко личный проект. Планируете ли новые сольные работы?

Да, он почти уже подготовлен, буквально чуть-чуть осталось. Сейчас мы проведем наш фестиваль театральных школ, и после этого в декабре хочу финализировать дела по своему новому альбому. У меня их выйдет два – песенный и с инструментальной музыкой, электронной. Будет использовано много этнических инструментов, и армянский дудук, и узбекские инструменты.

Если бы вам нужно было определить свою роль в искусстве одним словом — композитор, продюсер, педагог или… — что бы вы выбрали?

Я художник. Во всех воплощениях личности.

Фотографии предоставлены героем публикации.


Больше на

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.