Дмитрий Романов
Дмитрий Романов — человек-оркестр в мире театра: актер, режиссер, педагог и диктор. Его отличает глубокая преданность Ивантеевскому музыкально-драматическому театру, где он служит с 1999 года, и невероятный творческий диапазон — от гротескного Карабаса-Барабаса до глубокого Поццо из «В ожидании Годо». Его жизненный путь, включая техническое образование, впечатляющую личную трансформацию и непрекращающееся профессиональное развитие, делает его фигурой уникальной и вдохновляющей.
Актер, режиссер, педагог: Многогранный мир Дмитрия Романова
Дмитрий, вы служите в Ивантеевском театре с 1999 года — практически всю свою сознательную жизнь. Что для вас значит эта «верность одному театру» в эпоху, когда многие актеры предпочитают проектную работу? Это осознанный выбор или счастливая судьба?
Доброго дня и прекрасного настроения! Театр, наверное, раз за разом смог дать мне то, в чем я нуждался на протяжении многих жизненных этапов. А я – театру. Думаю, мы притёрлись. Да и наш город, и нашего зрителя я люблю. Вообще, в верности есть что-то благородное, разве нет? И не хочется размениваться. Сейчас, правда, это и не ценится особо, как говорится, «незаменимых нет». Но, как по мне, здорово, что есть актёр из этого же города, который ассоциируется у тебя с театром, ты порой ищешь его в новых постановках. Со мной такое бывало и мне очень приятно. Сейчас здание нашего театра на ремонте, очень сложно в условиях постоянных изменений пребывать, но я держусь! Мы играем и в Москве, и в Пушкино, и в Правде, но не в Ивантеевке. Репетиции тоже в разных местах – довольно непросто при таком кочевом режиме. Я держусь и постараюсь встретиться на новой премьере со зрителем! Если она будет без меня – знайте, что я сделал всё, что мог!
Ваша амплитуда ролей огромна: от Карабаса-Барабаса до Поццо из «В ожидании Годо», от Маяковского до трактирщика. Какая роль стала для вас самой большой творческой загадкой, разгадывать которую пришлось дольше и сложнее всего?
Каждая роль интересна по-своему. Из последнего было очень интересно работать над целым каскадом ролей в спектакле «Мы – люди» по рассказам А. П. Чехова. Поццо, конечно, тоже в моём сердце, как и принц Калиф, и многие другие. В этой «амплитуде» – самый смак, ведь каждый спектакль, каждая роль – отдельные миры, один к одному складывающиеся в прекрасную яркую мозаику!
Вы успешно реализуете себя и как актер, и как режиссер. Не мешает ли одно другому? И наоборот, как опыт, полученный «по ту сторону рампы», помогает вам в актерской работе?
Конечно, не мешает. Такой опыт и во время обучения помогает, и в дальнейшем. Хотелось бы больше режиссерских проектов, но, надеюсь, всё впереди! Здорово было бы поработать и с современной драматургией, и с детским (юношеским) материалом, и с документальными и сторителлинг-спектаклями. Я и сейчас с тёплом вспоминаю работу над спектаклем «Однорукий из Спокана», раз за разом собиравший аншлаги, или сложный, но интереснейший «Королева красоты». Сейчас я несколько раз входил в постановочную группу спектаклей – это безумно интересный опыт, особенно для обучения, но порой хочется больше творческой свободы и самостоятельности. Надеюсь, что ещё представится возможность сделать взрослый и интересный спектакль. И параллельно прокачиваю ребят из театральной студии, чтобы мы могли в итоге выдать что-то глубокое и необычное. А в актерском плане порой саморежиссура начинается, но наши режиссёры это очень быстро нейтрализуют.
Вы закончили МАИ и стали инженером, но выбрали театр. Как техническое образование повлияло на ваше режиссерское и актерское мышление? Помогает ли оно в организации процесса, работе со структурой спектакля?
Я успеваю реализоваться в различных направлениях. Просто театральное – самое публичное! А вообще, конечно, помогает в организации процессов и проектов, да и сам спектакль можно назвать сложным творческим механизмом. Кстати, на фестивале «Пушкино театральное. Наследники Станиславского-2025» на акселераторе для руководителей меня очень вдохновил худрук Пушкинского музыкально-драматического театра заслуженный работник культуры МО Б. М. Урецкий. Как раз несколько проектов у меня были в голове для подачи на грант и Борис Михайлович дал много ценных советов и вдохновил работать в этом направлении. Это же тоже целая технология, требующая четкости, ясности, логики, внимания, понимания технических аспектов, но очень интересная.
Ваши работы в кино — чаще всего закадровый голос (диктор). В чем, на ваш взгляд, принципиальная разница между актерской работой «для уха» (в дикторстве) и «для глаза» (в кино и на сцене)?
Явно бо́льшая нагрузка на выразительность голоса. Мы как-то выпустили аудиоспектакль и вот закрутилось! Сейчас вышла новая премьера документального фильма «Не туда, но обратно» Валеры Семенова – я словно сам побывал в северных пучинах! Хоть слышно только голос, но проживаешь историю целиком! Очень классный опыт! Жду ещё предложений!
История вашего похудения на 50 килограмм впечатляет. Вы упомянули, что одним из примеров стал Александр Семчев. Расскажите, что стало главным катализатором таких кардинальных перемен и как это физическое и внутреннее преображение отразилось на вашей актерской палитре?
Наш худрук заслуженный деятель искусств РФ Артём Сергеевич Бибилюров сказал худеть: «Дмитрий, на вас уходит слишком много ткани!» Ну и просто много факторов: здоровье, мобильность, внешность. Беспокоился из-за образов и фактуры. Вспомнил, как мы познакомились с Александром Семчевым до его похудения – он общался со мной по моей роли Трагика, произвёл на меня замечательное впечатление. И когда он похудел, то я понял, что беспокоиться за «фактуру» не стоит – здоровье дороже! Сейчас чувствую себя отлично, думаю, что диапазон ролей можно расширить. Главное – здоровье, тогда и на роль найдутся силы и азарт!
Вы учились и продолжаете учиться в разное время и в разных местах: от студии при театре до ГИТИСа и Щукинского училища. Что из принципов вахтанговской школы, с которыми вы познакомились недавно, стало для вас откровением?
Познакомился-то я с ними ещё во время учёбы на режиссёра! А тут – возможность раскрыть тему, пообщаться с мастерами! Бесподобный Андрей Левицкий – его можно слушать и слушать! Максим Обрезков – очень интересно! Встреча с Татьяной Агаевой и Андреем Щукиным – это просто подарок судьбы! А Кирилл Крок – что тут и говорить, что это событие! Замечательно! Ну и, конечно, Артём Бибилюров – ему я внемлю бесконечно. От него, как худрука нашего театра, и черпаем принципы Вахтанговской школы каждую встречу, а если ещё и заслуженный артист РФ Владимир Жуков делится опытом – то держись! Да, даже в школьном театре мы вошли в проект, где работаем по методике театрального института им. Бориса Щукина. Так что впитываем знания и опыт для своих новых режиссерских и актёрских работ!
В 2003 году вас отметил В.П. Остальский. Можете вспомнить тот момент? Насколько важна такая поддержка «сверху» для молодого артиста и чувствуете ли вы теперь ту же ответственность — поддерживать молодых?
Да, 2003 или 2004 год, фестиваль. Это было мощно, но, как мне кажется, я тогда не совсем осознавал насколько. Профессор сказал про меня руководству фестиваля, а мне рекомендовал заниматься театром дальше. Очень спокойно, по делу. На меня бо́льшее впечатление произвело, как руководители встрепенулись от этого, и я почувствовал, что это важно. Так же, как и советы С. А. Баркана, который приезжал к основателю нашего театра заслуженному работнику культуры РФ А. А. Леонову, на наши спектакли. Думаю, юным артистам очень нужна поддержка, тёплые слова и внимание, этого не стоит забывать. Я стараюсь поддерживать юные таланты, их ростки важно разглядеть, не затоптать и дать окрепнуть.
Среди ваших интересов — развитие школьного театра и направление по сторителлингу. Почему для вас так важна именно педагогическая, просветительская деятельность? Что, на ваш взгляд, театр может дать современному подростку?
Ох, это ж на целую статью можно говорить. Я сам прошёл через студию и понимаю, как она заряжает, помогает раскрыться, проработать страхи и болезненные темы, расширить кругозор, фантазию, стать ярче и иметь возможность творить и высказаться. Я отдельно собираюсь поработать в сфере публичных выступлений и сторителлинга со старшими ребятами на актуальные и волнующие их темы и, возможно, даже со взрослыми отдельно. Пишите все, кому это интересно – будем творить!
Вы путешествовали по 33 странам. Какие культурные впечатления из этих поездок самым прямым образом повлияли на ваше творчество, будь то спектакль, роль или режиссерское решение?
На мой взгляд, это даёт общее понимание, сколько у людей общего, но и какие они разные при этом. Конечно, Франция, Испания помогали в понимании культуры и персонажей некоторых спектаклей, но и остальные страны внесли огромный вклад в расширение общего кругозора и развитие фантазии. Из путешествия не возвращаешься прежним! Стоит осознать, как богат, причудлив и разнообразен наш мир!
Ваш фильм «Путь к успеху» участвовал в фестивалях от Нигерии до Великобритании. Как вы думаете, почему именно эта «маленькая история» оказалась понятной столь разной аудитории?
Это спасибо нужно сказать Московской Школе Кино за обучение, да и я изначально нацелился на международный формат. Рад, что наше творчество было понято и оценено даже за пределами страны. Это значит, что мы смогли выйти на тот язык, что понятен вне границ и расстояний! Спасибо всей команде и тем, кто поддержал нас тогда! Надеюсь, ещё неоднократно дойдут руки и до кино!
Вы играли в спектаклях, выдвинутых на «Золотую маску», и сами становились лауреатом премии им. Горбунова. Насколько для вас важна внешняя, фестивальная оценка труда? Или главная награда по-прежнему — реакция зрительного зала в ваш родной Ивантеевке?
И то, и другое важно. И выдвижение на «Золотую маску», и лонг-лист «Звезды театрала» и личные успехи, как успех в лаборатории «Гоголь 215» и фестивале «Новые горизонты». Признание – немаловажный аспект. Артист должен расти, показывать профессионалам свои работы и получать обратную связь, творческое общение необходимо. А про зрителя мы уж не забываем! «Звезда театрала» – это как раз о зрительской поддержке. А из последнего – благодарность главы городского округа М. Ю. Красноцветова мне вручила зам. главы округа – Е. В. Панькив и это очень приятно, что администрация видит и ценит твой труд, вклад в развитие округа.
Ваша супруга — тоже актриса. Это союз двух одиночеств или, наоборот, творческий тандем? Как вам удается разделять профессиональное и личное, или это невозможно в случае с театром?
Однозначно, тандем! Мы и познакомились на спектакле, недавно работали в одном проекте, вместе ведём и развиваем нашу театральную студию «Гримерка» в Пушкино, Ивантеевке и Правде! Вместе на гастроли ездили уже неоднократно. Не соскучишься! Работаем над новыми проектами и спектаклями! И собираем команду талантливых артистов и педагогов для новых свершений – присоединяйтесь!
Если бы у вас был свой канал или блог, как вы анонсировали бы его главную тему? «Актерские лайфхаки от Дмитрия Романова», «История одного преображения» или «Закулисье провинциального театра»?
А вы знаете, давно хотел запустить канал, а всё откладывал! Пожалуй, вдохновляясь вашими вариантами: «Ритор-Спорт | Романов». Для начала, думаю, неплохо. Я бы запустился и прямо интерактивно с подписчиками определился – что им больше нравится: лайфхаки театральные или по риторике, закулисье, советы по похудению/спорту или истории про путешествия и гастроли, педагогические темы или обзор местных мероприятий. Вокруг бурлит жизнь и мне есть чем поделиться! Подпишитесь, чтоб не забыть!
Что для вас сегодня, в точке, где сошлись актерство, режиссура, педагогика и личная трансформация, означает фраза «быть успешным в профессии»?
Получать удовольствие и удовлетворение от работы, чувствовать баланс, финансовое благополучие и рост, признание, уважение, профессиональная реализация и новые творческие горизонты. Когда твои работы тревожат сердца, когда блестят глаза зрителей и актёров, когда ты выходишь и слышишь аплодисменты – в этот момент понимаешь, что всё не зря!
Фотографии предоставлены героем публикации.
Больше на
Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.