Данин

Художественный руководитель Театра Современной Драматургии

Театр без границ: как совмещать классику, современность и шоу-блокбастеры


Артем, вы – художественный руководитель Театра Современной Драматургии и Театрального дома «Старый Арбат». В чем принципиальная разница в управлении этими площадками?

Существенной разницы в управлении нет, наоборот, Театр современной драматургии родился в стенах Театрального дома «Старый Арбат» и многое перенял. Сегодня Театр современной драматургии уже живет в своем собственном помещении на улице Палиха в центре Москвы.

Как вы совмещаете режиссуру, актерскую работу и руководство театром? Где находите баланс между творчеством и администрированием?

Я стараюсь четко планировать свое время и делегирую многие задачи команде. Мы каждый день улучшаем систему взаимодействия внутри коллектива, учимся и создаем свои управленческие механизмы. Баланс – это грамотно выстроенное время. Несмотря на очень плотный рабочий график, у меня всегда есть время для себя: я занимаюсь йогой, медитацией и стараюсь много путешествовать.

Какие ключевые принципы вы заложили в основу своей театральной школы TSD.SCHOOL? Чем ваш подход отличается от других актерских школ?

Мы основываемся на принципах индивидуального подхода, интеграции различных театральных техник и практической направленности обучения. В программу обучения включены 4 дисциплины: актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение и вокал. В отличие от других школ, мы акцентируем внимание на персональном росте и творческой свободе каждого ученика.

Вы возглавляете фестиваль TSD.FEST. Какие тенденции в современном театре вас вдохновляют, а какие, наоборот, кажутся переоцененными?

Мне нравится, когда режиссеры ищут новый подход в работе с материалом, артистами, когда используют визуальные эффекты и отходят от «традиционного» театра по Станиславскому.

В 2024 году вы сыграли Треплева в «Чайке». Как вы переосмыслили этого персонажа для современного зрителя?

Треплев олицетворяет стремление к новаторству и поиску собственного пути в искусстве. Мне это очень близко, и, на мой взгляд, не нуждается в переосмыслении. В современном контексте мы акцентируем внимание на вопросах о том, какое искусство имеет право на существование и как оно может влиять на общество. Треплев – настоящий новатор, он может стать символом борьбы за искренность и оригинальность в мире, переполненном коммерцией.

Ваше жизненное кредо – «стремиться к чему-то большему». Как это отражается в вашей работе с театром и артистами?

Я стараюсь находиться в постоянном поиске новых идей и форматов. Люблю экспериментировать и создавать нетривиальные спектакли. Всегда настаиваю, чтобы артисты не боялись творческого полета.

Вы говорите: «Ничего не бойтесь!». А чего боитесь вы как руководитель? Были ли моменты, когда сомневались в своих решениях?

Как руководитель, я, как и любой другой, испытываю страх и сомнения. Я боюсь, что не смогу оправдать ожидания команды или зрителей, что наши проекты не достигнут желаемого успеха. Бывают моменты, когда принимаются сложные решения, и я сомневаюсь в правильности выбранного пути. В такие моменты важно доверять своему опыту, анализировать ситуацию и учитывать мнения команды. Сомнения – это естественная часть процесса, и они могут помочь мне стать лучше, если использовать их как возможность для роста и обучения.

Вы вдохновляетесь мировыми шоу-блокбастерами (Тимберлейк, Лопес, Бейонсе). Как это влияет на ваши театральные постановки? Планируете ли синтез театра и масштабного шоу?

Несмотря на то, что наш театр камерный, я не работаю в формате малой формы. У меня мозг не может делать что-то маленькое, и все наши спектакли могут отлично играться на больших сценах. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я уже начал делать этот синтез.

В 2025 году вы стали ректором Высшей школы современного театра. Каких изменений в театральном образовании не хватает сегодня?

Театр – это не только актерское мастерство. Необходимо развивать программы, которые соединяют театральное искусство с другими дисциплинами, такими как психология, социология, визуальные искусства и даже наука. Это позволит студентам расширить свои горизонты и углубить понимание театра как культурного явления.

И я считаю, что во время обучения студентам нужен реальный опыт. Мы увеличиваем количество практических занятий и стажировок в реальных театрах, это позволит им получить ценный опыт и лучше подготовиться к профессиональной жизни.

Ваш дебютный сингл «Т…кТ…к» – это эксперимент или часть долгосрочной музыкальной стратегии? Как музыка влияет на вашу театральную работу?

Я вижу музыку как важный аспект своего творческого выражения. Мне нравится создавать творческий продукт, будь то музыка или спектакль. Музыка и театр взаимосвязаны: они оба стремятся передать эмоции зрителям. Театра в моей жизни в разы больше, чем музыки, но я двигаюсь в музыкальном направлении в своем ритме, и мне это нравится!

Вы учились у Валерия Гаркалина. Какие уроки от него стали для вас самыми ценными?

Он много говорил нам: «Сомневайтесь!». Во время учебы мне была непонятна эта фраза, я сопротивлялся и считал, что сомневаться – это не мое. А потом, спустя несколько лет, я понял, что он на самом деле имел в виду. Он хотел донести до нас, что не стоит останавливаться на сделанном. Сомневайтесь в том, довольны ли вы на все 100% своей работой или можно что-то еще исправить. Благодаря этому я всегда стремлюсь к улучшению качества своих актерских и режиссерских работ.

В вашей биографии – и классика («Чайка», «На дне»), и современная драматургия. Что вам ближе и почему?

Мне близка как классическая, так и современная драматургия. Классика обладает вечной актуальностью и глубиной, позволяя исследовать человеческие чувства и социальные проблемы, которые остаются значимыми на протяжении веков. Эти произведения предлагают богатый контекст и сложных персонажей, что делает их невероятно интересными для интерпретации.

С другой стороны, современная драматургия открывает новые горизонты и отражает актуальные вопросы нашего времени. Она часто более экспериментальна и смела в подходах к формату и содержанию, что позволяет мне как артисту быть частью современного диалога.

Если бы у вас был неограниченный бюджет и ресурсы, какой проект вы бы реализовали в первую очередь?

У меня уже есть этот проект. Это наш театр!

Сайт театральной школы: https://tsd.school/

Фотографии предоставлены героем публикации.


Больше на

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.