Арина Чеканова и Алексей Казаков

Арина и Леша_фотограф Дмитрий Зеленский

Арина Чеканова – артист театра Влада Маленко, автор-исполнитель, выпускница кафедры поэзии Литературного института им. А. М. Горького, лауреат премии Константина Кедрова, студентка ГИТИСа (курс заслуженной артистки России Ольги Кормухиной).
Несмотря на свою молодость, актриса уже достаточно известна аудитории благодаря выступлениям на радиостанции «Маяк», участии в ТВ-проектах: «Моя Гитара», «Игра в кино», «Морской бой», «Молодая поэзия» и «Турнир поэтов» на канале «Литклуб.TV». Летом 2025 года у Арины вышла дебютная книга стихов и песен «Не бойся – проживи!»

Алексей Казаков — артист и чтец, студент продюсерского факультета ГИТИСа, окончивший Театральный институт им. Щукина. Он является лауреатом международных конкурсов, сотрудничает с Московским театром поэтов Влада Маленко в качестве артиста и занимается продюсированием, работая над созданием новых проектов, таких как спектакль «Механика Курехина» и учреждение поэтической премии.

Московский театр поэтов: За кулисами творчества


Арина, расскажите о вашем проекте «Поэзия и Джаз».

15 ноября в «Брюсов-холле» состоится концерт «Поэзия и Джаз». Это авторский проект, который поддерживают артисты Московского театра поэтов Влада Маленко, музыканты джаз-клуба Алексея Козлова и мои однокурсники, с которыми я учусь на курсе Ольги Кормухиной, на кафедре саунд-драмы ГИТИСа.

Пять лет назад на одном из джем-сейшенов я познакомилась с мультиинструменталистом Антоном Котиковым. Мы начали работать в дуэте, затем Антон доверил мне исполнять стихи и песни с музыкантами его jazz-лаборатории. Наше совместное творчество можно увидеть в программе «Хорошо темперированный эфир» на радио «Маяк», в ТВ-проекте «Моя гитара». Благодарна Антону за возможность выступать с джазовыми мэтрами – Андреем Разиным, Андреем Танзю, Вартаном Бабаяном, Феликсом Лахути, Антоном Букановым, Игорем Иванушкиным. Это школа высокого полета и творческого хулиганства.

Как, на ваш взгляд, сочетаются поэзия и джаз?

Поэзия задает вертикаль, духовный вектор. А джаз – это сама жизнь, ее драйв, ток, эмоции. Музыка «заземляет» слово, подчеркивает его настроение. Сила джаза – в импровизации. Когда играешь с живым составом, возникает алхимия: мы становимся одним организмом, а музыканты – полноправными соавторами. Они нащупывают музыкальную форму, отталкиваясь от пространства сегодняшнего дня. Музыка позволяет слушателю почувствовать тот самый гул, из которого рождались стихи. Нужно слышать друг друга, относиться с трепетом к паузам, дыханию. Бывают счастливые концерты, когда после выхода со сцены засыпаешь с ощущением, как будто целый день купалась в море. Значит, состоялось единение – пространство артиста окутало зал.

Алексей, вы учитесь на продюсера, имея актерское образование. Насколько эти профессии взаимосвязаны для вас? И какие творческие цели вы ставите?

Продюсер – это не просто администратор или бухгалтер. Это визионер, который чувствует, какой проект может «выстрелить». Он создает вокруг искусства поле смыслов и трендов, становится лидером мнений. Безусловно, важно разбираться в законодательстве и финансах, но главное – видеть потенциал. Сегодня многим выпускникам театральных вузов не хватает базовой грамотности: финансовой, юридической. Из-за этого артист порой не может грамотно заключить контракт. Мне хочется, чтобы мои профессии работали в синергии. Я побывал «в шкуре» актера, поэтому лучше понимаю, как выстроить управленческую модель в творческом коллективе, как помочь коллегам. Не исключаю, что однажды сосредоточусь на чем-то одном, но сейчас для меня эти роли взаимодополняют друг друга.

Как складывается ваше сотрудничество с Московским театром поэтов?

Прежде всего, я выступаю там как артист. Мне дорого участие в сборных концертах и спектаклях театра («Не бойся — проживи!», «Человек для любви», «Классики и современники», «Мой Есенин»). Это возможность читать свой классический репертуар и одновременно расширять его, решая творческие задачи, которые ставит режиссер Роман Сорокин. Я начал исполнять произведения поэтов: Влада Маленко, Романа Сорокина, Арины Чекановой, Александра Антипова и других моих талантливых коллег и на столичных площадках, и за их пределами. Кроме того, как молодой продюсер я надеюсь быть полезным театру, предлагая совместные проекты. Например, мы сейчас прорабатываем идею учреждения премии имени Осипа Мандельштама. Пока сложно сказать, удастся ли это, но я приложу все усилия, чтобы служить театру и в этом направлении.

Арина, знаю, что вы успеваете писать о вдохновляющей вас музыке. Где можно прочитать ваши статьи?

На порталах «Джаз.Ру», «Ревизор.ru» опубликовано несколько моих музыкальных статей. Рекомендую прочитать интервью с Александром Гуреевым «Движение «свинг» в эпоху диджейских сэмплов и электронных битов», рецензии на альбомы Антона Котикова «The Riddles», «Cloudy summer».

Арина, расскажи, как в вашей жизни появилось творчество.

Моя мама – художник и архитектор. Все детство я наблюдала, как она рисовала будущие здания или как писала картины, смешивая краски. Одна часть моего сознания отвечает за проектирование масштабных идей, а другая ищет краски и цвета, чтобы эти идеи воплотить. Главное, чтобы мазки были крупными, смелыми.

Алексей, как вы приняли решение стать актером?

Ответ будет коротким: я с детства люблю театр. Лет в пять твердо решил, что свяжу жизнь с актерством. Иду к этой цели, несмотря ни на что. Продюсирование стало дополнением к моему основному образованию, но от актерской профессии я не отказываюсь.

Поделитесь воспоминаниями о вашем первом профессиональном опыте в театре.

Если говорить о сцене, то это была практика в театре Вахтангова. Я играл в детском спектакле Александра Коручекова «Питер Пэн» одного из двойняшек. Это был мой первый оплачиваемый выход на серьезную академическую сцену, который я считаю точкой отсчета в своем профессиональном пути.

Арина, расскажите о своем первом театральном опыте.

Первый театральный опыт появился благодаря папе. Он включал мне альбом классической музыки и устраивал экзамен: пока не угадаю композитора произведения, подарка не получу. Мы брали фарфоровые куклы и ставили спектакли под эту музыку. Я с нетерпением ждала гостей, чтобы показать им наши постановки. С восьми лет участвовала в конкурсах чтецов, где занимала призовые места. Тогда же взяла в руки гитару и написала первую песню. В семнадцать лет поставила свой поэтический моноспектакль «Тайный жар», посвященный творчеству Марины Цветаевой, где сыграла роль поэта. В то же время стала финалистом всероссийского театрального конкурса «Поколение М» и фонда Станиславского в номинации «Актерское мастерство».

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий художник?

Прежде всего, он должен любить труд – каждодневный, кропотливый, ценить маленькие шаги и мелкие детали. Важно чувствовать, куда тебя тянет нить интуиции, где раскрывается внутренний огонь. Не терять жажду удивления, свежести. Не допускать духоты в эмоциях, личной жизни и творчестве. Стремиться безжалостно отсекать всё лишнее, чтобы найти собственный почерк.

Алексей, расскажите о ваших любимых местах в Москве. Куда вы ходите за вдохновением?

Я часто бываю в «Зарядье» на инструментальных концертах. Очень люблю музеи, особенно с классическими экспозициями – ту же Третьяковскую галерею. В музыке мои предпочтения схожи: классика, инструментальные композиции, а также фолк-направления.

Какие проекты ждут вас впереди? Можете перечислить ключевые — как текущие, так и запланированные — по названиям и направлениям?

Прямо сейчас вместе с коллегой по театру Ариной Чекановой, режиссером Романом Сорокиным и музыкантами Басинией Шульман и Сергеем Летовым мы готовим спектакль «Механика Курехина».

Его премьера намечена на апрель. В ноябре у нас два музыкальных концерта: «Поэзия и Джаз» в Брюсов-холле и «Не бойся — проживи!» в киноконцертном зале Эльдар.

 Продолжаем играть и наш другой спектакль – «Мой Есенин». Премьера состоялась на фестивале к 130-летию Сергея Есенина. Над ним мы также работали с Романом Сорокиным. Кроме того, я уже второй год активно сотрудничаю с квинтетом «A-corda».

И, наконец, мы с Ариной Чекановой развиваемся как творческий дуэт – готовим новые программы для самых разных площадок Москвы.

Арина, откуда вы черпаете вдохновение для своих песен и стихов?

Я романтичный человек. Пишу о сильных, ярких чувствах – можно назвать их вспышками любви, но скорее это гармония мужского и женского сотворчества. Я привыкла к риску. Не раз приходилось кардинально менять свой путь. Жизнь как черно-белое кино. В принятии всей ее палитры, диапазона – свобода. Чувственность, обаяние, дерзость, страсть… Но при этом я всегда возвращаюсь к вертикали, внутреннему стержню. Благодаря моим родителям, которые показывают пример верности, крепкой семьи.

Свет детской комнаты…
В пути ты, как маяк,
Веди, сверкая!
С тобою мне уют найти,
С тобою жить, не уставая.

Творцы, как дети.
Будь же чист,
Судьбы моей создатель смелый!
Ребенок ищет новый лист,
А с ним все тот же ангел белый.

Это строки из моей песни «Первый дом». Я пою о поиске крепких отношений, уюта, невзирая на трудности характера творческого человека. У мультипликатора Юрия Норштейна спросили: «Почему он рисует от руки, когда все может сделать компьютер?». Автор «Ежика в тумане» ответил, что это дает право на ошибку, возможность обнуления. Недавно папа написал свое первое стихотворение:

Все живое вне времени
Нет начала и нет конца
Еще Любовью не названа
Ромашка на склоне холма
Еще не названа Счастьем
Посаженная сосна
Но мама рисует папу
И папа сойдет с холста

Совершенная любовь не знает страха.

Фотографы: Николай Алексанян, Всеволод Волоколамский, Дмитрий Зеленский.
Фотографии предоставлены героями публикации.


Больше на

Подпишитесь, чтобы получать последние записи по электронной почте.